Одна из серьезных проблем "цифрового поколения" - заметное ослабление способности выстраивать личное общение в реальном мире.
Это является корнем, когда в подростковом возрасте все одномоментно проявляется в виде лавины обрушившихся сложностей. И проявляется в следствии - бесконечная тусовка в чатах, замена реальных друзей цифровыми.
Самое главное, с чего нужно начать - никаких обвинений и недовольств в сторону своего ребенка. То, что вы налепите на личность чувство вины и стыда, ситуацию только ухудшит. Это важно.
А дальше нужно взять себя под контроль и четко оценить текущее положение дел. Составить план действий и двигаться небольшими шагами, но системно.
Виртуальный мир дает намного больше возможностей общаться с другими людьми, выстраивать доверительный контакт, находить друзей. И дети этим активно пользуются. Ты играешь в игру, вот у тебя уже круг, где все увлечены тем же.
Потребность в общении заполняется чужими френдами, которых ты в глаза не видел.
При этом разговаривать в реале немного сложнее, чем скидывать эмодзи в чате. Особенно замкнутым и неуверенным в себе детям. А, если взять любого подростка, то в той или иной степени все переживают на счет внешнего вида, да и самооценка в силу изменений нестабильна.
В этом суть патологического процесса - если вашему ребенку сложно заводить друзей в реальном мире, то зоной социализации автоматически становится Интернет.
Там сын или дочь и самооценку поднимет, и будет чувствовать себя частью группы, и уверенность в себе приобретет. И лидером даже станет.
Проблему сначала не видно. Но со временем девайсы начинают полностью заменять реальность.
А дальше, родители, пытаясь повлиять на это, совершают ряд воспитательных ошибок. Наказывают, пытаются ограничивать, забирают гаджеты или отрубают доступ в интернет. Не делайте этого!
Самое главное помнить - чем сложнее (по мнению ребенка) у него жизнь, тем больше желание убежать от реальности в киберсреду.
Где ты чувствуешь себя намного безопаснее, в кругу единомышленников, как правило, с которыми можно обсудить сложности и эмоциональную боль.
План дейсвтий, естественно, индивидуальный. Но общее направление следующее:
1. В период начальной школы максимально участвовать в адаптации ребенка в коллективе.
2. Это время, когда каждый находит свою роль, и дальше к тебе уже относятся именно так. Поэтому нужно помогать заводить друзей. Буквально создать Я-концепцию, где мальчик или девочка раскроет в себе общительность и коммуникабельность.
Например, собирайте большой ланч бокс, чтобы поделиться со всеми. Так, "преломив хлеб", младшеклассник с кем-то подружится поближе. Да и с тем, кто чем-то делиться полезным, всегда приятно дружить, это правило жизни.
3. Практиковать политику открытого дома. Пусть собираются вместе, вы всегда рады. Даже, если они тусуются в гаджетах. "Если не идете гулять, приходите к нам!"
4. Максимально расширять реальные группы по интересам. Например, в музыкальной или спортивной школе, все дети объединены общим занятием. А это реальная практика общения.
5. Не ругать, а создавать условия для ежедневной коммуникации. Школа, секция, лагерь. Бывает, что ребенок чувствует себя изгоем. Тогда, возможно, дело не в смене коллектива, а в личных качествах.
6. Заменить демотивирующие послания, которые формируют Я-концепцию в стиле: "Ни с кем не общаешься! Только в интернете сидишь!" на более конструктивные. Ребенок формирует самооценку со слов матери, так что следите за языком и не вешайте ярлыки.
7. Для подростков все более актуален внешний вид. Они сравнивают себя с другими. И многие не в свою пользу. Дальше погружаются в стрессовое состояние, и просто тусуются онлайн, формируя уже желанный образ. Который может очень сильно расходится с реальностью. Поэтому участвуйте в формировании имиджа. Если ты нравишься себе, то не возникнет желание выстраивать в сети идентификацию совершенно другого человека.
8. Часто семья сталкивается с системой фильтрации друзей. Сверху спускаются решения, с кем можно общаться, кто "не тот уровень!". Не расталкивайте реальных друзей, а то их вообще не останется.
9. Первая влюбленность может случиться к девушке/юноше из чата. С которым сложилось доверительное общение. Этот человек может стать ближе родителей. полностью завладеть сознанием. К этому нужно быть готовым. Посмотреть фильм: "Девушка из Плейнвилля" (2022). Особенно остро вопрос стоит с социально тревожными подростками с проблемами в семье.
10. Не всем детям в силу характера комфортно быть в центре группы. Достаточно одного близкого други или подруги. С кем будет реально теплое и близкое взаимодействие.
Конечно, все индивидуально. Зависит от возраста.
Главное - не обвинять своего ребенка за то, что происходит.
А плавно перестраивать среду и помогать развивать навыки общения.
Проще говоря - как можно больше коммуникации в реальном мире и помощь в точках, где что-то не получается. И, как обычно, личный пример.
Родителям подростков. Реальная история, которая произошла в 2014 году. О том, как в трудном возрасте можно попасть под влияние совершенно другого человека, и к чему это может привести.
________________________________
Более развернутая информация о том, как интернет изменил способ общения современных детей, как отличить норму и патологии, как реагировать на вовлечение в интернет общение, как помочь своему ребенку не потеряться на улицах цифрового города и не попасть под влияние незнакомых, читайте в книге "Как оторвать подростка от онлайн игры".
Доступ на сайте
http://uspehrebenka.tilda.ws