Как известно, танки все еще остаются главной силой сухопутных войск. Современные конфликты показывают, что они по-прежнему актуальны, несмотря на мнение о ненужности такой техники. Несмотря на то, что наша страна является лидером по количеству танков в мире, но вот современных экземпляров довольно-таки мало, несмотря на полноценное производство танков Т-90М и других моделей.
Проблема, причины которой неоднозначны, вытекает из ограниченного числа танкоремонтных заводов (БТРЗ в том числе). Чтобы лучше понять этот вопрос, необходимо узнать, чем именно занимаются эти заводы, потому что на первый взгляд всё не так очевидно. Конечно, в первую очередь они занимаются ремонтом техники, что отражено уже в названии. В мирное время проводятся необходимые мероприятия по поддержанию боеготовности танков, а во время серьёзных конфликтов занимаются восстановлением повреждённых машин. Всё логично и понятно. Однако, второй важный и интересный аспект - это модернизация. Почему именно она?
Всё дело в том, что процесс модернизации, в зависимости от степени изменений, далёк от простого - тут просто огромная разница между классической версией танка Т-72Б и его модификацией Т-72Б3М 2022 года. Такой процесс требует времени, ресурсов и усилий, поэтому разумно передать его на отдельные заводы. Ну и третий, но не менее важный аспект, с учетом быстро меняющегося мира - это работа по восстановлению консервированной техники. Вместе с этим проводится модернизация до приемлемого уровня, и получается огромный объём работ, с которым даже самое крупное предприятие не справится. Итак, проблема заключается в том, что после распада СССР у нас осталось очень мало таких танкоремонтных заводов. Работающих тем более, осталось считанные единицы.
Представьте себе следующую картину – "Уралвагонзавод", как одно из крупных и реально работающих предприятий, занимается такой деятельностью, которая не является его специализацией – то есть ремонтом и модернизацией техники. Хотя это не мешает производству новой техники непосредственно, оно всё же ограничивает его возможности. Если бы проблема заводов, занимающихся ремонтом танков, была обнаружена раньше, то количество произведённых танков Т-90М могло бы значительно увеличиться. Хорошо, проблема найдена, но как её решить? И здесь произошли существенные перемены – в сентябре прошлого года стало известно о появлении двух абсолютно новых заводов по ремонту танковой техники.
Общее количество сотрудников составляет немного больше пятисот человек, что на первый взгляд может показаться незначительным числом. Однако существует интересное уточнение – это данные о гражданском персонале, а завод будет относиться к Министерству Обороны, а не "Ростеху" или другой гражданской структуре. Следовательно, количество реальных специалистов, вероятно, будет гораздо больше. Это, частично, подтверждается площадью, выделенной под заводы – первый площадью немного более 250 тысяч квадратных метров, а второй примерно 180 тысяч – всего это составляет примерно половину УВЗ, где работают более 20 000 человек. Оба завода будут находиться в наиболее подходящих для этой деятельности местах – Московской и Ростовской областях. Логично предположить, что первый будет в основном заниматься модернизацией, а второй – ремонтом. Однако, это не всё – в ходе заседания Минобороны, состоявшегося в декабре 2022 года, когда было объявлено об увеличении армии, было также анонсировано строительство третьего завода, но конкретные детали не были упомянуты, что правильно. Кроме того, сегодня, даже уже существующие танкоремонтные заводы, также ожидает глубокая модернизация.
ВЫВОД:
Последняя тема для обсуждения касается прошлогодней новости о модернизации устаревших советских танков Т-62. Во время анонса двух заводов по ремонту танков стало известно, что 103-й БТРЗ начал выполнять интересный заказ - снять с консервации и отремонтировать 800 танков Т-62 с последующей модернизацией. Весь процесс должен быть завершён всего за три года. По поводу усовершенствований, основные изменения касаются установки более простого тепловизора (по сравнению с "Сосной-У" на Т-72Б3М) и некоторых улучшений в защите. Отношение к этому решению неоднозначное - некоторые поддерживают, другие выражают своё несогласие, опираясь в основном на возраст машины и желание иметь больше современных Т-72 и Т-90.
Пользу этого решения обосновывают тем, что модернизированные Т-62 должны быть использованы преимущественно для обороны, а скорость их восстановления значительно выше. Иногда делаются сравнения и с БМП-3, и хотя это совершенно разные машины, у них есть некоторые общие задачи, и в тех случаях, где это происходит, модернизированный Т-62 явно превосходит её по бронированию. Однако нам интересно другое - если один из танкоремонтных заводов в России занят таким масштабным заказом, то какова мощность производства трёх остальных, а также УВЗ и других предприятий? Вероятно, это уже многие тысячи единиц. Конечно произошла революция в военном деле. И теперь копеечный дрон Fpv легко справляется с танком. Но и без танков что-то планировать сегодня просто невозможно и без них никуда.