Найти тему
Бумажный Слон

Механик "Сильного"

Вокруг корабля падали вражеские снаряды. Два японских миноносца сосредоточили огонь на “Сильном", пытаясь отомстить за подбитые ранее бывшие английские пароходы.

Эти четыре парохода, называемые брандерами, наполненные камнями, цементом и взрывчаткой, которые враг хотел затопить в фарватере на выходе из бухты обезврежены. Два - точными попаданиями торпед повреждены. Остальные под обстрелом сбились с курса и сели на мель. Теперь ими займется береговая артиллерия.

К брандерам запоздало подошли японские миноносцы. Бой продолжался. По рубке “Сильного” забарабанили осколки, ранив нескольких матросов и капитана.

Враги превосходили “Сильный" числом и огневой мощью. К тому же наш миноносец оказался один против двух. Вдруг снаряд пробил палубу.

- Лево руля! - скомандовал капитан в переговорную трубку. Но в ответ миноносец замедлил ход и вовсе остановился. Японские комендоры за пушками пристрелялись и снаряды начали падать всё ближе и ближе.

***

Ты когда-нибудь видел море ?

Не то, тихое и ласковое, нежно облизывающее волнами песчаный берег под слепящим солнцем. Нет. А то, что яростно бушует и бьёт волнами в борт, показывая, что ты не в своей стихии.

Говорят, только те, кто испытал это, становятся моряками в душе. На суше они хотят в море, а в море скучают по оставленному вдали дому.

***

Один из старейших городов России на реке Ока во Владимирской области. Город Муром.

Люди здесь до революции звались мещанами, то есть жителями местечек и городов. Так и говорили: “местчане”. А кроме того, их называли муромлянами, от названия города.

Здесь родился Василий Зверев. Он мог стать купцом, но решил учиться. После местного училища юноша закончил Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте и стал морским инженером-механиком. Служил механиком на миноносцах “Кодор” и “Батум”, позже доучивался в Минном офицерском классе в Санкт-Петербурге, служил на миноносце “Лейтенант Бураков”.

В январе 1903 года будучи, уже опытным моряком, Василий поехал на Дальний Восток служить офицером-механиком на миноносец “Сильный” в Порт-Артуре.

***

После ряда реформ 1868-1889 годов Япония превратилась из отсталой страны в одну из сильнейших азиатских держав и перешла к агрессивной захватнической политике. Стремительно приближалась война. Предстояло силой русского оружия защитить наши интересы на Дальнем Востоке. На верфях Невского и Ижорского заводов срочно закладывались маленькие юркие миноносцы, крейсера, броненосцы.

От Ижоры до Тихого океана путь неблизкий. Большая часть Северного Ледовитого океана сковано многолетним непробиваемым паковым льдом. Лишь узкие проходы свободны от льдов летом. Проходы через льды надо искать. Только накануне научные экспедиции смогли, наконец, найти рискованный, но всё же путь. Но одно дело найти проходы, а другое дело доставить боевые корабли в сохранности до Тихого океана.

Что же делать ? Как провести дорогие новые корабли сквозь коварные льды океана ? В Морском ведомстве решили… изготавливать миноносцы по частям и собирать на нашей морской базе в Порт-Артуре.

Сказано — сделано. И вот с Ижорского и Невского заводов отправились на Дальний Восток первые агрегаты, секции кораблей. А что на месте ? Недавно арендованный Порт-Артур не готов собирать корабли. Нет верфей, мастерских, инженеров, рабочих. Только остатки маленького китайского городка под боком. Закрутилась переписка: “Не можем, не имеем…” И тогда с заводов поехали инструменты, станки, инженеры. На пустом месте в кратчайшие сроки выросли мастерские… Так рос наш Тихоокеанский флот.

***

В феврале 1904 года японцы неожиданно напали на русскую эскадру на рейде бухты Порт-Артура и смогли вывести из строя несколько крупных боевых кораблей. Началась Русско-японская война.

***

Видя слабую подготовку капитанов кораблей, адмирал Макаров 13 марта вывел в море эскадру для практики в совместном маневрировании, которое закончилось неудачно. В бухту адмирал возвращался в подавленном состоянии, оставив на охрану рейда два дежурных миноносца “Сильный” и “Решительный”. Но выспаться ему не дали. Ночью на 14-ое марта на рейде началась перестрелка.

***

Русская эскадра уже понесла первые потери и находилась в бухте под защитой береговых батарей, где ей, по расчётам японцев, и настанет конец. Осталось только высадить японские войска в Манчжурии. Но как их высадишь, если в любой момент русские могут навязать морское сражение и перебить транспорты с армией ?

Японские агенты донесли - из бухты в море ведёт всего один фарватер. Второй выход недостроен, в бухте слишком мелко. Если затопить в единственном фарватере гражданские корабли, то русская эскадра уже никогда не выйдет в море.

Первая попытка заблокировать бухту провалилась.

В марте японцы получили в качестве помощи от Англии 4 коммерческих парохода, которые планировалось переоборудовать в брандеры и затопить в фарватере.

14 марта 1904 года в два часа ночи эти брандеры в сопровождении шести миноносцев подошли к Порт-Артуру.

Японские миноносцы чуть отступили, чтобы не мешать брандерам. Но те всё равно быстро были обнаружены дежурными русскими миноносцами на внешнем рейде. Береговая артиллерия не доставала… Тогда по брандерам открыли огонь русские миноносцы. “Решительный” подбил первый брандер. Торпеда, пущенная “Сильным”, оторвала нос второму пароходу. Против дежурных миноносцев вступила в бой девятая дивизия миноносцев прикрытия. “Сильный” оказался под огнём японских боевых кораблей “Аотака” и “Тцубамэ”, подошедших вплотную.

***

Шесть кочегаров с инженером-механиком Василием Зверевым перебрасывали уголь из угольного отделения в топку паровых котлов. “Сильный” дрожал от канонады пушек и близких разрывов вражеских снарядов. Шёл отчаянный бой с врагом, внезапно обнаруженным в море.

За год с назначения на “Сильный” опытный инженер Василий сдружился с матросами-кочегарами, сработался с коварными котлами, клапанами и приборами, так и норовившими выйти из строя. По проекту паровые машины выдают 29 морских узлов. Обычно получалось меньше. После длительного перехода скорость корабля снижалась до 22 узлов, что делало корабли уязвимыми в бою.

Внезапно палубу над головами матросов пробил снаряд. По котельной полетели осколки. Пробит главный паропровод, идущий от котлов к двигателям корабля. Помещение окутало перегретым паром.

Послышались команды капитана. Корабль терял ход под обстрелом вражеских орудий.

А под рукой - ничего. Из пробоины в трубе струится обжигающий пар. Василий выбежал в кубрик и вернулся с пробковым матрасом. Прижатый к пробоине лёгкий матрас пар под давлением легко откинул в сторону. Кочегары не обращали внимания на жару, но и люди имеют прочность. Матросы обессилили и упали на пол. Из последних сил Василий бросился на пробитую трубу и закрыл пробоину своим телом.

***

Капитаны японских миноносцев “Аотака” и “Тцубамэ” уже почти добили остановившийся миноносец русских, но тот внезапно вновь побежал по волнам огрызаясь ответными выстрелами. На выходе из бухты показались силуэты кораблей русской эскадры, и японцы повернули в море откуда пришли.

На малом ходу “Сильный” смог добраться до берега под Золотой горой и выброситься на камни. В котельной лежали семь человек ценой жизни спасшие экипаж корабля.

Утром японская эскадра по ошибке пришла добить якобы закупоренный по донесениям русский флот. Но, увидев русские корабли на рейде бухты, отступила.

Автор: Tyhig

Источник: https://litclubbs.ru/duel/2323-mehanik-silnogo.html

Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

Читайте также: