Найти в Дзене
Konstantin Artemev

«Неужели не осталось в Орске ништяков?» Почему крепкий рабочий город так приблизился к "копчику Урала"?

Поганой получилась эта шутка.

Вчера я нашёл у одного федерального блогера-путешественника Михаила Драбкина сравнение Уральского хребта с человеческим позвоночником. Его окончание, а именно – копчик, пришёлся на город Новотроицк. Там, где, действительно, с одной стороны заканчиваются Уральские горы, а с другой – начинается Великая степь. Смотришь на карту и поневоле задаёшься вопросом, если так сопоставлять географию и анатомию, то какой тогда человеческий орган должен обозначать наш невезучий город Орск?

Вот как ни крути, - её самую. И никак по-другому не скажешь.

Уральский хребет спускается с крайнего севера прямо на границу с Казахстаном. В этой самой точке на границе и находится "копчик Урала" Новотроицк. А справа от него - Орск.
Уральский хребет спускается с крайнего севера прямо на границу с Казахстаном. В этой самой точке на границе и находится "копчик Урала" Новотроицк. А справа от него - Орск.

Исторически Орск на всех этапах своего формирования почему-то всегда начинался фанфарами, победными реляциями, большими надеждами на светлое будущее. А заканчивался…

Когда первая экспедиция вбила колышек на горе в междуречье Ори и Урала, город был гордо именован южным форпостом империи, получил название Оренбурга, предполагался, как столица обширной губернии.

Но дело было летом. А следующей весной Орь с Уралом в едином порыве затопили и форпост, и «столицу» местного пошиба. И уже следующая экспедиция перенесла Оренбург ниже по течению Урала. А потом ещё ниже к слиянию Урала и Сакмары, где он и остался по сей день.

А затопленный «форпост» с крестом на горе выстроил крепость, где не затапливало, и удовлетворился названием Орск. Таковым и оставался крепкий казачий городок вплоть до индустриализации 20 века.

Добрый Старый город, где первоначально селились казаки. У реки, под горой.
Добрый Старый город, где первоначально селились казаки. У реки, под горой.

В 20 веке Орск стал настоящим рабочим городом с десятком крупных предприятий металлургической, обрабатывающей и иных отраслей промышленности.

Какие-то заводы здесь были выстроены ещё в довоенную пору. Какие-то подкинула эвакуация 1941 года. Где в степи на подъезде к городу выгружали станки и оборудование, там впоследствии и появились заводские цеха. А вокруг них – городские кварталы. Так и тянулся Орск с запада на восток, от Новотроицка до Старого города. На три станции железной дороги. Недаром он до сих пор является самым большим по занимаемой площади среди российских городов на 300 тысяч жителей.

Впрочем, количество жителей Орска в 270 тысяч человек фиксировалось только в середине 1980-х и начале 1990-х. Почему? Да потому что в советское время в этом городе хотелось жить. В нём работали все заводы. И хоть с экологией было не очень, зато зарплату платили вовремя, солидно и вообще рабочий класс уважали. Да и своей социальной структурой, финансируемой за счёт богатых предприятий, город мог гордиться.

В Новом городе жилые микрорайоны практически занимают свободное пространство между заводами.
В Новом городе жилые микрорайоны практически занимают свободное пространство между заводами.

А в 1990-х, в годы развала СССР, население города выросло, потому что сюда, на российскую территорию рванули русские из республик Средней Азии, спасаясь от тамошней «свободы и независимости».

Однако в Орске приезжие не оставались. Видя капиталистический развал крупных предприятий, где имущество пилили старые и новые хозяева, а работягам просто не платили, они потихоньку рассасывались по другим российским городам. Там, где на производстве можно было заработать хотя бы чуть-чуть больше, чем минималку. Где просто платили зарплату.

Приватизированные предприятия Орска разорялись и разваливались на глазах тех рабочих коллективов, которые когда-то их создавали. Которые помнили лучшие времена своей трудовой биографии. Оставшаяся без крупных спонсоров социальная сфера резко сдала. И это сразу сказалось на уровне жизни орчан.

Местные рукастые и головастые мужики потянулись из города на вахты, на Севера, на работу в столицу. А в 2022-м – добровольцами на СВО. Конечно, орчане во все времена были патриотами своей страны, недаром предки тут когда-то держали границу с киргиз-кайсацкой степью. Но эта новая служба, помимо прочего, позволяла достойно содержать свои семьи, находясь вдали от них.

А Орск так и остался в сознании рядовых горожан тем местом, откуда надо уезжать ещё молодым, только-только получив профессию. Или даже на учёбу, чтоб потом не возвращаться.

На 2024 год в Орске оставалось 189 тысяч жителей. Всё на том же безразмерном пространстве от Ори с Уралом до "копчика Уральских гор".

И тут пришла большая вода.

Урал и Орь, объединившись, направили свои воды на Орск.
Урал и Орь, объединившись, направили свои воды на Орск.

Нет, конечно, власти понимали, насколько Орск зависим от трёх водохранилищ, перекрывших Урал выше по течению в районе Верхнеуральска, Магнитогорска и Ириклы. Случись что, упустят воду, и Орск станет первым на пути большой волны.

Поэтому и была выстроена в Старом городе, на том самом месте, где его затопило первое же половодье, дамба. Пусть не слишком высокая. Пусть не из бетона, а из глины, палок и подручных средств. Но всё-таки дамба. Само её существование давало надежду. Как оказалось, напрасную.

Потом одни эксперты будут говорить, что высота дамбы явно не соответствовала высоте волны, другие – что это вообще не дамба, а насыпь, которая явно не стоит миллиарда вложенных в неё государственных средств.

Уральскую волну полудамба не удержала, развалившись на глазах у орчан.
Уральскую волну полудамба не удержала, развалившись на глазах у орчан.

Глава города Василий Козупица, известный, как представитель охранного бизнеса, ЧОПов и отставных силовиков, был настолько уверен в своей непробиваемой позиции, что поначалу убеждал жителей Старого города никуда не выезжать, не разводить панику. Потом, когда дамбу прорвало, – наоборот, срочно эвакуироваться.

А затем, утихомиривая горожан, потерявших всё своё имущество, оправдывал своего «мажористого» сына, засветившего в соцсетях свою безбедную жизнь в Дубае в личных апартаментах, приобретённых почему-то после окончания строительства дамбы. Совпадение странное, но для Козупиц вполне объяснимое.

Во всех интернет-изданиях публикации об орском мэре становились мемами. (Фото - из интернета)
Во всех интернет-изданиях публикации об орском мэре становились мемами. (Фото - из интернета)

Город, похоже, затаился в ожидании.

Потерявшие имущество жители Старого города вопиют. Жители Нового молчат, разводя руками. В пыльные степи заводского Орска вода не дошла. Но заводы то закрываются, то открываются, то снова разоряются. Идёт делёж-переделёж ещё советского, уже российского. На одном и том же предприятии зарплата может варьироваться от высокой у начальства до минималки у работяг.

Мужики говорят, что раньше их от вахтовой и прочей разъездной работы удерживало жильё, имущество. Теперь после прорыва дамбы у кого-то и его не осталось. И если ты не коммерсант, связанный с администрацией, или не силовик, то смысла оставаться в этом городе практически нет.

Вода ушла - проблемы остались.
Вода ушла - проблемы остались.

Зимой я ехал домой из Москвы в нашем фирменном поезде, который теперь из экономии доходит до Орска. Среди попутчиков выделялась девушка, которая выглядела моложе своих лет. Оказалось, - врач из Санкт-Петербурга, едет в Орск, навестить родителей. Спросил, почему не вернулась в Орск после учёбы в медицинском? Она лишь грустно улыбнулась. И ответила, что обратно туда обычно возвращаются только те, кому не повезло. А она – хороший специалист, и в Питере нужнее, чем в Орске. К тому же Питер есть Питер…

- Если бы у нас хоть платили, - развела она руками. – Но нет. И хуже, и не платят.

***

Мои друзья-орчане написали, что обиделись на меня за анекдот про копчик Урала – Новотроицк, и то место, в котором оказался их родной Орск.

Орск вообще всегда славился патриотизмом своих жителей, лучшими в мире пирожками и махровыми кепками орских "ништяков".

И большие беды всех их, - казаков, ништяков, русских, татар, башкир, казахов, - всех орчан, скорее, заставляли объединяться и сопротивляться, чем всё бросать и уезжать.

Но времена изменились.

Посмотрим, как будет на этот раз.

На открытии памятника орским пирожкам
На открытии памятника орским пирожкам

Почему катастрофический паводок 2024 года на Южном Урале превзошёл все предыдущие? С научной точки зрения и с практической. Что в Оренбурге и окрестностях тонуло раньше и что теперь, - читайте в материале "Оренбургский вселенский потоп".