Начать эту статью хочу с знакомства с двумя ключевыми понятиями:
Унижение — поведение, имеющее своей целью уронить чувство собственного достоинства другого человека.
и
Унижение — отрицательно окрашенная эмоция, связанная с падением чувства собственного достоинства.
Все мы хоть раз в жизни оказывались по обе стороны баррикад, унижали (иногда неосознанно; иногда сознательно, вскипая от гнева и обиды) и были унижены кем-то. Нет ничего приятного ни в том ни в другом варианте, но будучи взрослыми психически стабильными людьми, мы можем объективно оценивать дискомфортные для нас ситуации и решать их соответствующим образом, например, дать отпор или просто уйти.
Совершенно иным образом обстоит дело, если речь идет о систематических унижениях маленького ребенка. Ситуация осложняется тем, что детская психика (особенно в возрасте до 5 лет) очень уязвима и лишена достаточной критичности, а слова, произносимые значимыми взрослыми, воспринимаются за абсолютную истину.
Постоянное открытое или скрытое унижение в детстве нередко приводит к получению травмы униженности, которая в дальнейшем имеет большие последствия.
Как формируется травма униженности?
Считается, что самый уязвимый возраст для получения травмы 3-5 лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает постепенно отдаляться от матери и приучается к самостоятельности. Абсолютно нормально, что ребенок не станет все делать безупречно с первого раза, но часто многие родители не понимают этого, критикуют или высмеивают каждую оплошность:
"Ты что, снова испачкался? Ешь всегда как свинья! Все нормальные дети в твоем возрасте уже умеют есть аккуратно!"
Подобные колкие фразы и действия, при регулярных повторах, приводят к тому, что ребенок всегда ощущает унижение и стыд. Чем чаще это повторяется, тем крепче личность срастается с мыслью, что с ним что-то не так, он какой-то не такой, он во всем виноват и ему всегда должно быть стыдно за себя и собственное тело.
Здесь также важно отметить, что, как правильно, родитель имеет подобную травму и сам испытывает неконтролируемый стыд перед собой или окружающими за промахи своего ребенка. Унижение в таком случае выступает в роли инструмента, который помогает перенести ответственность за свой стыд на ребенка. Критикуя и высмеивая, родитель пытается оправдать себя в глазах других, преподнося в негативном свете поступки сына или дочери.
С возрастом у ребенка постепенно развивается критическое мышление и он учится объективно оценивать себя. Непрекращающиеся нападки со стороны значимых взрослых вызывают в нем бурю негативных эмоций – от раздражения до ярости. В глубине души он понимает, что они неправы и с ним все в порядке. Однако, не зная, как справиться с этим и как себя защитить, он подавляет свой гнев и в конечном итоге смиряется с тем, что с ним что-то не так и с подобной установкой уходит во взрослую жизнь.
Характеристика взрослых людей с травмой униженности
- Такие люди, как правило, очень покорны. Они всегда страдают и жалуются, но покорно сносят все, что с ними происходит и не занимают активную позицию в своей жизни, не пытаются что-то изменить. Лишены инициативности.
- Стараются для всех быть хорошими и удобными.
- Даже малейшую конструктивную критику воспринимают крайне болезненно с чувством унижения и собственной никчемности.
- Они всегда испытывают жгучее чувство стыда. Им стыдно абсолютно за все, что они делают, поэтому они боятся проявляться и брать инициативу.
- Склонны к самоуничижению, видят себя более никчемными, чем есть на самом деле. Им крайне сложно поверить в то, что другие люди видят их как самостоятельных и достойных личностей.
- Разрушительное чувство вины их неотъемлемый спутник, они виноватят себя даже за те вещи, которые объективно от них не зависят или берут на себя вину за поведение другого человека.
- Им характерна установка «я плохой, я этого не достоин», поэтому они всегда стараются выслужиться, сделать больше, чем от них требуется с целью заслужить такое желанное одобрение и уважение.
- Склонны к созависимым отношениям, в которых, как правило, могут занимать все три роли (жертва, спасатель, тиран) практически одновременно. Но более продолжительный срок они занимают на роли спасителя, ведь эта роль позволяет доказать, что хороший. «Вооот скольким жертвует ради другого, да еще и в ущерб себе!»
- Живут в попытках доказать свою ценность и полезность, которые помогут им выбраться из унижения.
- Отказываются от любых видов удовольствий, но часто обещают себе их потом, когда… «помогут/сделают/разберутся» и так всю жизнь. Любую свободную минуту они хотят посвящать чему-то полезному, на удовольствия не стоит тратить драгоценное время, ведь это не поможет стать достойным и хорошим.
- Обладают даром «самонаказания», стараются покарать себя первыми, чтобы не испытывать боли от унижения от других людей.
Ранняя травма остается шрамом на душе на протяжении всей жизни, осложняя ее и мешая быть счастливым человеком.
Исцеление от травмы унижения лежит через формирование самоценности и принятие своей уникальности.
Автор: Анна Джафарова
Психолог, Специалист по психосоматике
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru