Найти тему
Территория речи

Как научить говорить предложениями ребенка 1,5-3 лет

Оглавление

Почему ребенок не говорит предложениями? - Этот вопрос интересует многих родителей детей от 1,5 до 3 лет.

Часто ребенок начинает говорить отдельными словами, но очень долго не может перейти к предложениям. Как будто ему что-то мешает складывать слова во фразы. Часто малыш может компоновать несколько существительных, но пропускать глагол. В этом случае "предложения" будут звучать так: "мама, банан" (в значении "мама, дай банан") или "папа, би-би" (в значении "папа, дай машину").

В этой статье мы расскажем, что вам нужно делать, если ваш ребенок "застрял" на этапе использования отдельных слов и не переходит к составлению предложений.

Почему так устроено, и как помочь? Давайте разбираться вместе.

Фотография с занятий специалистов логопедического центра "Территория речи"
Фотография с занятий специалистов логопедического центра "Территория речи"

Почему усвоить названия предметов для ребенка проще всего?

Все языковые единицы делятся на конкретные и абстрактные.

Конкретная лексика (существительные) - обозначает предметы или явления, которые всегда одинаково выглядят и выполняют одну и ту же функцию. Стул - это предмет, на котором сидят, у него есть спинка и ножки. Чашка - то, из чего пьют, и она всегда выглядит плюс-минус одинаково.

С абстрактной лексикой все гораздо сложнее. А это, на минуточку, все остальные языковые единицы: глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, предлоги и так далее.

Подбирая абстрактную языковую единицу, мы опираемся не на образ предмета, а на какие-то его косвенные признаки, и именно им присваиваем названия. Мы определяем размер предмета и наименуем его. Отслеживаем действие, которое выполняет объект, и называем его. Для маленького ребенка, который раньше только называл предметы, сама идея наименовывать характеристику предмета, а не сам предмет - принципиально новая. Ему нужно понять, что разные на вид субъекты выполняют одно и то же действие, которое имеет одинаковое название.

От того, насколько успешно и быстро он наработает активный словарь глаголов, прилагательных, числительных и предлогов, непосредственно зависит и то, как быстро ребенок перейдет от использования слов по отдельности к составлению предложений. Именно абстрактная лексика является "клеем", который связывает отдельные слова в слитное высказывание.

Что нужно делать родителям, чтобы ребенок скорее заговорил, используя полные предложения?

С чего начинать расширение словарного запаса ребенка?

Как правило, первая языковая абстракция, с которой сталкивается малыш - это название действия: глагол.

Именно поэтому начинать изучение словарного языка запаса ребёнка стоит с изучения глаголов:

  • Для этого можно показывать ребёнку картинки с изображением действий и называть их, обращать его внимание на разные события на прогулке, в магазине, во время игр обозначая и многократно называя действия, которые он видит.
  • В момент, когда ребенок чего-то хочет, важно подсказывать ему, какие слова он может использовать в качестве просьбы. Если вы видите, что малышу нужна помощь, например в процессе одевания, не спешите ее оказывать. Сперва подскажите ему: попроси маму: «помоги!» А когда он перед закрытой дверью показывает на нее пальцем , попросите его сказать «открой».
  • Во время совместного просмотра видео, хорошо комментировать названия действий, которые в нем выполняют герои.

Так день за днем использовать глаголы станет все более привычно для ребенка.

Как научить "склеивать" глагол и существительное, составляя первую фразу?

Когда малыш начинает говорить глаголы, перед родителями встает новая задача: научить его объединять глагол и существительное и составлять свои первые предложения из двух слов.

Часто родители просят ребенка просто повторять за ними фразу целиком и сталкиваются с протестом ребенка. Ребенок молчит или отворачивается, хотя слова произнести может.

Это связано с тем, что на данном этапе ребёнок мыслит, используя одно слово. Ему в голову пока просто не приходит, что он может объединить эти слова и удлинить фразу.

Самый популярный способ, как расширить длину фразы и научить ребенка говорить предложениями - составление предложений по сюжетным картинкам.

Это картинки, на которых нарисовано какое-то действие и персонаж, который его выполняет. Считается, что чем больше ребенок увидит примеров составления простых фраз, тем проще ему повторить фразу, произнести ее самостоятельно. В этом способе есть смысл, но есть и один большой минус.

Предлагая ребенку просто повторить за нами предложение, мы не показываем ему принцип, по которому слова крепятся друг к другу.

Поэтому современные логопеды рекомендуют работать с сюжетными картинками в сочетании с фразовым конструктором.

Что такое фразовый конструктор?

Фразовый конструктор - это набор карточек, с помощью которых ребенок может "увидеть и потрогать" каждое слово в предложении. Обычно он состоит из набора карточек с героями и набора пиктограмм, на которых изображены действия.

При работе с фразовым конструктором мы выкладываем схему предложения из картинок, опираясь на которые малыш может составить фразу. В этом случае ребенок видит каждое слово в предложении и может уверенно его назвать.

Какой фразовый конструктор мы рекомендуем?

Специально для знакомства с первыми фразами мы создали пособие "Послушай и найди: простые фразы". Это набор из 80 сюжетных картинок и фразовый конструктор к ним.

Используя наш набор, ребенок не только видит сюжет, о котором он должен рассказать. Так как порядок слов в каждом предложении выкладывается с помощью фразового конструктора, малышу проще составлять фразы, не пропуская ни одного слова.

На что обращать внимание при выборе фразового конструктора?

В пособии «Послушай и найди: простые фразы» мы совместили все идеальные характеристики фразового конструктора:

  • все карточки сделаны из прочного плотного картона, имеют скругленные концы. Это делает их долговечными и безопасными в использовании для ребенка
  • в каждой коробке - инструкция книжка от логопеда, которая по шагам на понятном родителям языке описывает, как работать над первыми фразами
  • сюжетных картинок очень много - целых 80 штук, а глаголов 11. Это значит, что фразу с каждым глаголом ребёнок составляет многократно, тем самым хорошо отрабатывая навык его использования.
  • сами сюжеты нарисованы понятно, в милом детском стиле, а герои и действия которые они выполняют - знакомы и понятны каждому малышу
  • пособие размещено в плотной картонной коробке с продуманной системой хранения карточек. Его легко перевозить и хранить.

Фразовый конструктор "Послушай и найди: простые фразы" содержит следующие карточки:

Существительные:

1. Мальчик. 2. Девочка. 3. Бабушка. 4. Дедушка. 5. Дядя. 6. Тетя. 7. Собака. 8. Кошка. 9. Лошадь. 10. Лось. 11. Обезьяна. 12. Бегемот. 13. Малыш. 14. Самолет. 15. Летучая мышь. 16. Ракета. 17. Воздушный шар (транспорт). 18. Голубь. 19. Шарик (детский воздушный). 20. Ворона. 21. Корабль. 22. Рыба. 23. Акула. 24. Черепаха. 25. Кенгуру. 26. Зайчик.

Глаголы:

1. Бежит. 2. Ест. 3. Играет. 4. Летит. 5. Падает. 6. Плывет. 7. Прыгает. 8. Пьет. 9. Смеется. 10. Спит. 11. Танцует.

Как это выглядит и работает, можно посмотреть в видео, размещенном выше.

Фразовый конструктор, разработанный нашими специалистами, можно купить тут.

Если вы хотите пройти у наших специалистов дистанционную диагностику и заниматься запуском речи или освоением навыков ребенка под их дистанционным кураторством - это можно сделать в нашем Онлайн-Клубе "Компетентный родитель"

Текст статьи подготовлен Елизаветой Гуриной - соавтором методики "Запуск речи неговорящих детей: от 0 до фразовой речи", которой мы обучаем специалистов, и по которой работают все филиалы "Территории речи" (сейчас их 7: четыре в Москве и по одному в Симферополе, Баку и Мехико) и Онлайн-Клуб "Компетентный родитель", доступный в любой точке мира.