Капризных, непослушных, задиристых деток можно встретить где угодно: в детском саду, в магазине, в транспорте, в детской поликлинике или просто на улице.
Еще бывают дети довольно агрессивные, а то и вовсе неуправляемые. Довольно часто таких ребят мы с коллегами видим у себя на работе в социальном спецучреждении для детей с особенностями развития.
Конечно, можно предполагать, что эти ребята ведут себя так лишь ввиду своих ментальных нарушений и оправдывать любые их действия, прикрываясь диагнозом, но какое это имеет значение, когда милейшее с виду дитя начинает открыто вредить окружающим… открытый вопрос и для медиков, и для педагогов, и для родителей как самого "агрессора-вредителя", так и тех детей, которых он уже успел обидеть.
Кстати, мамочки "недобрых" детишек сами не считают своего ребенка неуправляемым злодеем, чаще они говорят, что их ребенок - просто "с характером", о как!
Ну а окружающие?
А те, в свою очередь что делают? Правильно! Они начинают во всем обвинять эту маму, осуждать ее наплевательское отношение к воспитанию своего ребенка, порицают моральные принципы (или их отсутствие) в семье этого ребенка, а порой даже вступают в открытые схватки.
Да-да, я серьёзно!
Однажды я сама была свидетелем одной такой "сцены", когда зашла в наш стационар, чтобы забрать детей к себе на кружковое занятие.
Ор, крики, визги в "кордебалете"! А по центру игровой комнаты - главные героини.
Одна чрезмерно активная мамулька К. вцепилась в волосы другой активной мамульке С. и кричала, что ее сын (мамульки С.) нарочно ударил лбом по лбу её дочку. А мамулька С. - утверждала, что это девчонка виновата, и это она специально разбежалась и "вдарила" ему своей головой.
А как было на деле? Дежурные воспитатели говорят другое!
Изначально мальчик мамы С. крутился возле нее (мамы), сидящей с телефоном на диванчике, и стучал ей по затылку, ну, играл так! Маме, видимо, это надоело, и она, хорошо размахнувшись, тоже крепенько так шлепнула его по затылку. Мальчик, естественно, сильно обиделся, закричал, и рванул от нее бегом.
А девочка мамы К., которая ДО этого момента давно уже бегала от стены к стене, с рыком колотя в них (стены) кулаками и смеясь, могла просто не заметить мальчика. И тут он и попался ей прямо по курсу, на хорошей скорости. И врезались они друг в друга. Если что, мама К. - тоже особо не следила за дочкой. Наверное, привыкла, что девочка постоянно вот так "бегает челночком".
А так как они были примерно одного роста, то получилось, что они, сами того не осознавая, крепко столкнулись лбами.
Примечательно, что пока мамы разбирались между собой, дети оставались в стороне, и к медикам их повела воспитательница, а не родители. Они даже не сопротивлялись. Но, говорят, всё там обошлось, никому ничего не "отбили". Даже медсестра зло пошутила: чему там отбиваться…
Но народ сделал свои привычные выводы:
Неспроста эти ребятки ведут себя агрессивно! Вот, вы на мамочек их посмотрите и сразу всё понятно станет! Ох и весело у них дома небось!
Всё может быть, если детки действительно растут в такой атмосфере. Но ведь… мое дело проводить кружковые занятия, а не внушения делать, посему мне их домашний уклад - до их же домашней лампочки. Лишь бы их дети на моём занятии погромы не устраивали.
А если наоборот?
Знаю такую семью. Очень маленькая семья: только мама Оля и сын Владик.
У Владика - психоэмоциональные нарушения, ребенку 6 лет. Разговаривает, элементарные навыки обслуживания - сформированы, читать-считать - не умеет, но буквы-цифры знает. Очень любит животных. Регулярно ездят с мамой на "терапию" к лошадками и собачкам (голден ретриверам).
На занятиях - пусть и не очень расторопный, но исполнительный и старательный. А после каждой похвалы - радуется и с обнимашками лезет и к педагогам, и к соседям по парте.
Мама Оля - симпатичная молодая женщина с тихим и приятным голосом. Увлекается вязанием: вяжет крючком маленьких пёсиков, мишек, мышек…
Оба они (и мама, и сын) - ну настолько добрые, нежные, трогательные и жалостливые, что даже самой порой плакать хочется, глядя на них. Всегда обнимаются, улыбаются друг другу.
Помнится, мама Оля нечаянно прищемила себе палец дверью, так Владик и обнимал ее, и пальчик целовал и обдувал, и при этом плакал: "Аааа, маме больно!"
Вроде бы идиллия, прекрасные отношения, добрые и доверительные, но посторонние - смотрят на эти извечные нежные сцены и удивляются. Или даже смущаются. А то и пугаются.
Да и в обычной, повседневной жизни Владика в стационаре - тоже прослеживаются отпечатки такой вот "чрезмерной доброты".
Петушок Петя (не Петя-Петушок)
Стоит у нас в одном из стационаров на полке в игровой комнате уже много лет игрушка - красивый петушок. Он уже стал почти "талисманом" этого этажа, настолько он всем нравится. Может потому что он яркий, и крылышки-ножки у него сгибаются (внутри проволока), очень многие дети любят с ним играть. Воспитатели прячут петушка только перед проверками (т.к. "мягкий").
И вот однажды какой-то грубый ребенок очень "неаккуратно поиграл" с петушком и сильно надорвал ему крылья.
А Владик, когда увидел рваного петушка, схватил его, прижал к себе и как начал реветь, на весь этаж! И слёзы - в три ручья!
Воспитательница его успокаивала, говорила: ничего страшного, зашьем. А Владик - не хотел петушка отдавать, только кричал:
- Нет, маме, маме! Мама зашьёт!
Мама Оля как раз и приходила в наш кабинет труда (комнату "бытовой адаптации") за иголкой и красными нитками. А потом еще говорила, что петушка, видимо, рвали не единожды, уж больно шовчики на нём разные.
Может быть и так, только я не помню, чтобы кто-то из детей вот так бурно реагировал… Просто Владик наш - слишком жалостливый.
В прошлом году
В том году Владик приезжал к нам в самом начале лета. Как раз в этой смене мы всем нашим учреждением праздновали День защиты детей.
Был большой праздник прямо на территории, концерт, конкурсы, аниматоры, циркачи, лошадь, шоу пузырей, фургончик с мороженым, мммм…
А на газоне, возле прогулочной площадки, на толстой ветке висела симпатичная пиньята (слон) с небольшими "презентами" от спонсоров.
И вот, одним из конкурсов был - добыть эти подарочки традиционным "пиньятно-ударным" способом, т.е. палкой и с легкой повязкой на глазах!
Конечно, воспитатели и родители подводили ребят к дереву строго по одному, чтобы они друг друга на поколотили, и каждый честно ждал своей очереди. И "колотить" всем разрешили только по 3 раза (ну да, вот так организатор сказал).
Так что, по факту, задачей конкурса было не сколько подарочки добыть, а просто каждому по очереди постучать по разноцветному слону. А подарки бы им всё равно достались.
Дошла очередь и до Владика
А он уже стоит весь в слезах, всхлипывает. Уже жалеет слона (не пиньяту, а именно слона, потому что это не просто свисающий с дерева предмет, а славный зверь, у которого есть душа, который может дружить, которого нельзя обижать).
Не хочет Влад брать в руки палку, а уж тем более, бить ею. Встал под этим слоном и зарыдал:
- Не буду слоника бить! Не хочуууу! Не могууу! Ааааа!
Мама Оля за ручку уводит его в дальний уголок площадки, садится на корточки, обнимает. И Влад - тоже ее обнимает. Может быть, о чем-то говорят даже… Но они далеко отошли, потому и не слышно.
Но всё равно, "зоркие глаза и злые языки" не обделили Влада и маму Олю вниманием. Две мамочки-сплетницы из стационара, толкавшие своих деток в очереди, обсуждали их чуть ли не вслух, нисколько не стесняясь педагогов:
- О, вон, посмотри. Опять эта тётя клуша со своим соплежуем телячьи нежности развели. Фу, аж тошнит!
- То-то и оно! Выращивает не мужика, а не пойми кого!
- Как кого? Тряпку, наверное!
Но пока мамы Оля с Владиком не было, они помогли воспитателям собрать с газона куски пиньяты в мешок. И на том спасибо.
Влад был честен до конца!
Потом, когда воспитательница стала делить выпавшие на траву подарки и раздавать разноцветные пухлые упаковочки (честно, не знаю что там точно было, вроде какие-то наборы, то ли игровые, то ли творческие), Влад от своего пакетика отказался. И в ответ на протянутый ему пакетик отпрыгнул назад и замотал головой.
Мама Оля стояла рядом, обнимала и спрашивала:
- Сыночек, почему не хочешь взять подарочек?
А Владик чуть ли не как от опасной козявки руки убирает от подарка:
- Нельзя! Слонику же больно было!
Ну вот!
А люди жалуются, что в "комплектацию" современных деток эмпатия не входит, а жалость и сострадание - бывают еще реже, чем экстрасенсорные способности!
Вот они вам, во всей красе! Только не в меру. А значит, тоже не совсем хорошо. И, прежде всего, самому ребенку.
В общем, дорогие читатели, пусть нам всем будет хорошо!