Как бы удивительно это ни звучало, но некоторым артистам, привыкшим к повышенному вниманию, иной выход к микрофону даётся нелегко. Даже легендарным музыкантам приходилось преодолевать боязнь сцены.
Барбра Стрейзанд
Ещё в 1966-м на выступлении в Нью-Йорке Стрейзанд забыла слова посреди одной из песен. Девушка испытала сильнейший шок. Инцидент спровоцировал пейрафобию — боязнь сцены. Артистка не могла справиться с тревогой очень долго: целых 27 лет она не давала концертов. Барбра вновь взяла в руки микрофон в 1993-м и с тех пор выходила на сцену считанное количество раз. Рядом постоянно стоял телесуфлёр, где были прописаны не только тексты песен, но и приветствие, вопросы к публике, ответы, благодарности и всё-всё-всё.
«Меня жутко пугает сцена. У меня всё ещё осталась боязнь выступлений. Что это значит? Я бы с радостью давала больше концертов, спела бы публике новые композиции. Но это слишком травмирующий опыт».
Род Стюарт
Энергичность и смелые образы сэра Стюарта на сцене не дают и шанса подумать, что он когда-то всерьёз думал не выходить на выступление. Страшнее всего музыканту было перед первыми концертами в США, когда он выступал в составе The Jeff Beck Group. Британец даже прятался за стойкой с усилителями, его мучил «синдром самозванца».
«Я так нервничал, потом что всю жизнь пытался звучать как Сэм Кук, как афроамериканец. Я подумал: “Меня раскроют — там будет много людей, они всё поймут и будут кричать: «Фальшивка! Ты фальшивка!»” Но там была куча хиппи. Я, в конце концов, вышел из-за стойки с усилителями».
- Читайте также: Громкие хиты Рода Стюарта
Джо Дассен
На заре карьеры и без того скромный в оценке собственных вокальных данных Дассен пережил провальное выступление в Бельгии. Причиной плохого выступления стал непрофессионализм местного оркестра, но артист с той поры стал бояться сцены. На то, чтобы побороть страх, ушло несколько лет. Позже Джо даже позволял себе ужинать перед концертом, а на выступление приезжал за 15 минут до его начала. Но выкладываться по полной и волноваться артист не перестал — стабильно терял за выступление пару килограммов, а однажды даже перенёс сердечный приступ прямо на сцене.
«Он был даже слишком подвержен сомнениям. И часто говорил мне: “Ты видишь, Клод, когда нет таланта, приходится много работать”. Я же считаю, что у Джо Дассена не было никаких оснований для таких комплексов. Но они у него были!», — говорит поэт Клод Лемель.
- Читайте также: Джо Дассен. «Случайный» символ Франции
Виктор Цой
Говорят, у легенды нашего рока отношения со сценой тоже складывались непросто. Он следил за тем, как продвигается продажа билетов на концерты: опасался, что будет много пустых мест и что его перестанут слушать. В то же время, по словам близких к Цою людей, выход к микрофону не всегда давался ему легко.
«Опять-таки, в мой период он был достаточно скованным на сцене парнем. Было ощущение, что он выходит через силу. И потом, он был очень закрытый человек, он открывался среди своих. Не среди своих на сцене, а среди своих вне сцены. Он мог открыться, рассказать, похохотать. Мне кажется, сцена его пугала, он замыкался на сцене всегда, до последних дней. Я вспоминаю все его видеоконцерты, которые видел, уже большое “Кино”, что называется. Там тоже есть ощущение, что он был абсолютно замкнут на сцене. Он же ушёл от этих выходок а-ля Мик Джаггер, а-ля Брюс Ли, когда он начинал танцевать, какие-то позы разнообразные принимать. Мне кажется, это был какой-то способ защиты от публики. А в последние годы он просто встал монументом у микрофона, стоял недвижим и пел, не шевелясь», — говорит Алексей Рыбин — один из сооснователей рок-группы «Гарин и гиперболоиды», которая позже была переименована в «Кино».
Фото: соцсети