Никому не нравится насилие. И все-таки, множество людей живет в семьях, где оно присутствует! Это омрачает жизнь, и нередко приводит к летальным исходам.
Так почему же взрослые, разумные люди, которые не прикованы цепями в замке, продолжают находиться в подобных отношениях? Как происходит, что учтивый и очаровательный партнер превращается в тирана, который диктует правила и ущемляет права, бесцеремонно нарушает границы и прибегает не только к психологическому, но и физическому насилию?
Часто (но не всегда) жертвой в подобных отношениях становится женщина, в силу определенной инертности общественных традиций, воспитания девочек с психологией терпения и подчинения. В умеренном количестве это согласуется с традиционной ролью и задачами женщины, помогает ей справляться с ними.
Женщина чаще попадает в зависимое положение, из-за желания удержать мужчину, сохранить семью (воспитать ребенка в полной семье), не огорчать родителей разводом и сложностью жизни в одиночку, необходимостью обеспечивать себя (и часто, ребенка).
Физически средний мужчина сильнее средней женщины (но эмоционально женщина сильнее мужчины), что приводит к определенным следствиям, перекосам и потенциальным злоупотреблениям в отношениях, с обеих сторон.
Обратившиеся с запросом на глубинное понимание поведенческих паттернов женщины, часто рассказывают о схожих сценариях в отношениях матери с мужчинами, отцом, отчимом. Для ребенка это среда, в которой он растет, и эта среда формирует личность, отпечатывает свои матрицы в его психике.
Отсюда, например, интерес к холодным мужским фигурам, которые игнорируют - и тем самым привлекают гораздо больше, чем эмоционально теплые, ухаживающие. Интерес к парням агрессивным, протестным, злоупотребляющих алкоголем и прочими психоактивными веществами.
Конечно, это выглядит как брутальность, яркость - на фоне пресных сверстников.
Отсюда потенциальная виктимность, готовность стать жертвой - ведь именно такой сценарий "любящих" отношений продемонстрировали родители.
И несмотря на отвращение к нему, женщина вовлекается в дуалистичную игру, выступая Черной или Белой Королевой, страдая или провоцируя и подавляя.
Психические механизмы, которые приводят к таким паттернам, это то, что сопровождает дисфункциональные семьи: созависимость, с ее нарушением границ, токсичной средой, критикой и унижением, страхом.
Это расщепление, которое в свое время помогало маленькому ребенку адаптироваться в агрессивной среде, но со временем стало дезадаптирующим фактором.
В результате личность ребенка как бы замирает в своем развитии на определенной фазе, не проходит через этапы формирования взрослости, с ее атрибутами и здоровой полоролевой ролью в отношениях.
При этом ее часто втягивает в такие же нарушенные отношения, со значимыми, но негативными фигурами. При этом, если бы страдающая сторона в таких отношениях ничего не получала бы, в психологическом плане, она бы не задержалась в них.
Иногда такая связь позволяет отыгрывать ей мазохистический сценарий жертвы, или же ощущать "правильность" своей жизни, взвалив на себя тяжкий груз в виде алкоголика-абъюзера. Нередко довлеет долг перед религиозными и общественными институтами, родительской семьей.
Чаще, конечно, имеет место комплекс факторов, которые складываются в один жертвенный вектор.
Сейчас на слуху дело о семейном насилии в отношении Салтанат в Казахстане, и дело об убийстве из ревности депутатом и религиозным общественником Евгением Никольским своей жены Екатерины. В обеих случаях имели место длительные отношения, фигура мужа-тирана, неоднократные эпизоды нарушения границ супруг, психического и физического насилия по отношению к ним.
В финале этих историй становится непонятно, как можно было продолжать встречаться со столь несовпадающим с тобой человеком, который ограничивает тебя, устраивает скандалы и применяет физическую силу? В подобных случаях, бывает, появляются дети - хотя здравый смысл как будто должен говорить - беги, а не привязывайся к нему посредством общих детей!
Но, возможно, подсознательные установки как раз и проявляются через такие действия? Как бы спонтанно забеременела, значит, лишила себя возможности уйти, не надо принимать тяжелое решение.
Важный аспект жизни таких пар, это то, что жертвенная сторона часто имеет пограничную организацию личности, которая имеет корни в созависимом детстве. Пограничной личности нужны эмоциональные качели (обязательно посмотрите фильм "Качели 2008 года!), ей важно быть рядом с блистательным, идеальным партнером (часто именно так себя и подает нарцисс или психопат). Но расщепление пограничной личности всегда имеет 2 стороны, и она не может проецировать на партнера идеальный образ (внутренний объект) бесконечно - айсберг переворачивается, и происходит обесценивание его, присвоение себе исключительности.
Недаром говорят, что самый тяжелый партнер для нарцисса - это пограничник, поскольку вначале он восхищается нарциссом, поднимает его самооценку, а потом низвергает с пьедестала, да еще с позиции значимой фигуры, находящейся в близких отношениях.
Можно представить, какую гамму чувств испытывает в такие моменты человек нарциссического склада (который, в свою очередь, проистекает из детской травмы отвержения, и там много болевых точек и триггеров, он очень чувствителен к оценкам и критике).
Поэтому союз двух таких психологических типажей чреват проблемами для обеих сторон. Важно вовремя понять, готовы ли вы находиться в подобных отношениях, перевешивают ли их плюсы те явные и скрытые негативные стороны, которые они приносят.
Если вам хочется обсудить предложенную тему, прошу оставлять свои комментарии и записываться на консультации!
Автор: Белов Илья Викторович
Врач-психотерапевт, Краткосрочная психодинамическая ПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru