Найти в Дзене

Пчелы: осенний слет, один шаг до пропасти. Часть 4.

2. Размножение. Как было выше упомянуто, размножение, это основа основ. Для того чтобы стимулировать размножение, природа не только встроила в геном неодолимую тягу к нему, но также и механизм поощрения в виде удовольствия от спаривания у высокоорганизованных животных и человека. Мы не знаем, чувствуют ли что-нибудь пчелы. Многие скажут: какие тут чувства и удовольствия, если трутень погибает в момент спаривания. Да это так, но трутень, всего лишь половая клетка-гамета, выполнившая свою миссию. Он и должен погибнуть, чтобы не было повторного использования его наследственной информации. Матка не просто так спаривается с несколькими трутнями. В этом глубокий смысл для будущей семьи, которая будет состоять из дочек от генетически разных отцов. А что чувствует пчелиная семья при таинстве деления?  Раньше пчеловоды небезосновательно считали, что роение - это показатель здоровья и благополучия семьи. Я лично слышал в разговорах старых пчеловодов: что-то нынче с пчёлами не то, почти не роят

2. Размножение.

Как было выше упомянуто, размножение, это основа основ. Для того чтобы стимулировать размножение, природа не только встроила в геном неодолимую тягу к нему, но также и механизм поощрения в виде удовольствия от спаривания у высокоорганизованных животных и человека.

Мы не знаем, чувствуют ли что-нибудь пчелы. Многие скажут: какие тут чувства и удовольствия, если трутень погибает в момент спаривания. Да это так, но трутень, всего лишь половая клетка-гамета, выполнившая свою миссию. Он и должен погибнуть, чтобы не было повторного использования его наследственной информации. Матка не просто так спаривается с несколькими трутнями. В этом глубокий смысл для будущей семьи, которая будет состоять из дочек от генетически разных отцов.

А что чувствует пчелиная семья при таинстве деления? 

-2

Раньше пчеловоды небезосновательно считали, что роение - это показатель здоровья и благополучия семьи. Я лично слышал в разговорах старых пчеловодов: что-то нынче с пчёлами не то, почти не роятся. Заболели что ли.

Не буду писать банальные истины про начало подготовки к роению, но остановлюсь лишь на некоторых моментах.

У помесных пчёл существует ярко выраженный период бездействия. Он начинается с откладкой в мисочку первого яйца и очень ярко проявляется, когда личинки начинают плавать в молочке. Семью не узнать. Сидят, ничего практически не делают. По ситуации на прилетной доске вполне можно было определить состояние семьи.

Момент выхода роя тоже можно было предсказать с высокой точностью. Запечатывается маточник и на следующий день, при благоприятной погоде жди. Обычно, с 9 до обеда выйдет первый рой, первак.

Что видим у современных пчёл, обитающих на наших пасеках? К роению не готовятся. Засеяли мисочку и продолжают работать, как ни в чем не бывало. Будешь тупо удалять маточники, семья будет продолжать работать и носить мед. Время выхода роя абсолютно нереально определить. Могут выйти в срок, могут дождаться, когда матки запоют (в большинстве случаев), могут убить старую матку и выйти с молодыми, несмотря на то что погода все дни была отличная для роения. А могут и вовсе не выйти, "срубить" маточники, как выражаются пчеловоды, и продолжить работу.

Нет у нынешних пчел никаких точности и слаженности.

Так вот, удовольствие от размножения, несомненно получали пчелы попроще, помесные. И выражалось это удовольствие не только в соблюдении сроков, периоде бездействия и накопления сил, резком ярком выходе роя, но и в колоссальной взрывной энергии, которая лавинообразно высвобождается с момента выхода роя и на его новом месте жительства. Пчелы "рады", что идут путём, начертанным природой или сверхинтеллектом в их геноме, в таинственных молекулах ДНК.

-3

А что происходит в оставшейся материнской семье? Она тоже в восторге и ждет выхода из маточника новой матки. Не будем рассматривать возможность последующих роев. Предположим, что делиться больше не планируется. Матка выйдет, созреет, совершит ориентировочные облеты, полетит затем на спаривание и, в итоге, при благополучном раскладе, продолжится жизнь семьи. Но дочки, рабочие пчелы, будут иметь уже другой генотип. Свершится чудо. Семья, не покидая полностью своё гнездо, переродится. Начнет бурлить свежая кровь.

По всей видимости, большую роль в осознании материнской семьёй момента размножения, играет и так называемый безрасплодный период. Расплод от старой матки весь вышел, а молодая ещё не начала сеять.

Создание искусственного безрасплодного периода в пчелиной семье с помощью определённых технологий, имеет большой потенциал не только при борьбе с клещом Варроа, но и с точки зрения благотворного воздействия на "психику семьи".

Мы, пчеловоды, лишили пчёл такой радости. Параллельно лишили природу возможности увеличивать генетическое разнообразие пчелиных семей естественным способом. И, как следствие, снизилась приспособляемость пчёл к разным условиям существования.

Вспышки клеща, возникающие последние годы, тоже наверняка связаны с низким иммунитетом и особенностями поведения "чахлых" нежизнеспособных современных пчёл.

Все пчеловоды наблюдают картину, когда на общем благополучном фоне попадаются сильно зараженные клещом семьи. И это при одинаковом уходе и обработках. Значит, влияют генетические особенности конкретных семей. И, чем больше таких семей встречается на пасеке, тем сильнее мы "намудрили" с племенной работой. Это звоночек, что пора задуматься о приливе свежей "дикой" крови...

-4

Необходимо отметить, что появление единичных "плохих" семей на одних и тех же местах пасеки может быть связано с геобиологической сетью Хартмана. Эти явления, как и радиэстезия (биолокация, лозоходство) незаслуженно подвергаются сомнениям и насмешкам. Но стоит помнить, что электромагнитные волны тоже невидимы, а мы ими пользуемся ежесекундно...

И от поиска места для колодца с помощью рамок не спешим отказываться. 

Пчелиная семья, как любой полноценный живой организм, имеет свою особенную ауру. И она очень сильна. Это тема достойная отдельной статьи. 

Как же преодолеть создавшуюся патовую ситуацию?

Продолжение следует...