Что даёт судну статус "Морское наследие России"? Есть ли в этом какой-то смысл?
21 апреля 2024 года появились сообщения в Интернете, что ракетой "Нептун" на стоянке в Севастополе было повреждено судно "Коммуна" - старейшее в Мире судно, фактически находящееся на вооружении и выполняющее боевые задачи. Морской не будет ни подтверждать, ни опровергать эту информацию. Мы поговорим о другом: почему, даже теоретически, стала возможной подобная опасность?
В соцсетях появились спутниковые снимки, подтверждающие что 21 апреля "Коммуна" действительно была в Севастополе. Это уникальное спасательное судно (СС) с богатой историей, вошедшее в состав российского флота в 1915-м году под названием "Волхов", обладает официальным статусом: Морское наследие России. На надстройке судна прикреплён соответствующий знак.
В связи с этим возникает логичный вопрос: почему вообще это судно находилось в зоне досягаемости ракет? Как государство охраняет наше морское наследие? Ведь в России всего 10 судов, обладающих подобным статусом: барки "Седов" и "Крузенштерн", НИС "Витязь", пароход "Н.В. Гоголь", атомный ледокол "Ленин", СС "Коммуна", ледокол "Красин", крейсер "Аврора", НЭС "Михаил Сомов", ПЛ Б-413.
СС "Коммуна" представляет из себя спасатель подводных лодок. Конструктивно - это катамаран, соединённый арочными фермами. Между двумя корпусами судна размещалась спасаемая подводная лодка.
Однако, с начала прошлого века многое изменилось. На сегодняшний день "Коммуна" технически устарела, а её нахождение в составе ВМФ - это больше дань уважения к истории русского флота, чем реальная боевая необходимость. Даже самые маленькие российские лодки теперь не могут поместиться между корпусами "Коммуны".
В связи с этим, "профиль" судна давно изменился. Согласно данным из открытых источников, "Коммуна" стала временным носителем глубоководного спасательного аппарата. Был ли он на борту 21-го числа - не известно. Данный аппарат может стыковаться с дизельными лодками проекта 636.3 ЧФ. Однако, так же из открытых источников, следует, что пункт постоянного базирования 4-й отдельной бригады подводных лодок - город-герой Новороссийск. Не логичнее ли было бы держать такой спасатель где-нибудь на Кавказе?..
Ассоциация "Морское наследие"
Ассоциация создана 1 марта 2009 года в Санкт-Петербурге на борту ледокола «Красин» и объединяет более 50 физических и юридических лиц из разных регионов России, занятых в сфере изучения, сохранения и популяризации морского наследия. По инициативе Ассоциации «Морское наследие» в декабре 2010 г. на заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации была создана Межведомственная комиссия по морскому культурному и историческому наследию под руководством Председателя комиссии, члена Морской коллегии адмирала В.А. Попова.
На официальном сайте Ассоциации "Морское наследие" сказано, что одной из целей деятельности Ассоциации является:
координация деятельности членов Ассоциации в области сохранения и исследования морского наследия путём обеспечения сохранения морского наследия России, изучения и широкой пропаганды морского наследия России как части мирового морского наследия (в том числе содействие созданию и организационно-методической поддержке функционирования системы популяризации морской деятельности среди детей и в молодёжной среде для мотивации к осознанному выбору морской профессии)
А так же:
Благодаря деятельности МВК и Ассоциации проведён большой комплекс работ, который заключался в чёткой постановке и конкретизации проблем, связанных с сохранением морского культурного наследия и проработке основных направлений по их решению.
Благодаря деятельности Ассоциации термин «морское наследие» приобрел официальный статус и вошел в текст Морской доктрины Российской Федерации.
Наследие нужно беречь
Спасательное судно "Коммуна" пока что единственное судно на Чёрном море, обладающее статусом Морского наследия. Будем надеяться, что оно ещё долго прослужит Родине. А лучше чтобы эта единица вовсе никогда не покидала состав ВМФ РФ. Так же Морской надеется, что морское наследие России - это не просто ради красного словца, а реальный Статус, который гарантирует сохранность объектов даже в трудное время. Ведь наше наследие - самое уникальное в мире.
А что, если завтра ВМС Германии захватят барк "Крузенштерн"? И обязательно это обоснуют с юридической точки зрения. Они же не скрывают, что хотят вернуть его себе. Звучит дико? Не более дико, чем даже теоретическая возможность попадания иностранной ракеты в "Коммуну".
Понятно, что Ассоциация "Морское наследие" - это не военная организация с системами ПВО и другим средствами обороны. Однако, эта организация имеет прямые выходы в правительство, и должна работать с ним вплотную, чтобы обеспечить сохранность объектов, взятых под свою опеку.