Сперва хотел рассказать про зимний пейзаж Айвазовского, но потом подумал – нам что, мало было этого холода и снега? Лучше уж море…
И вспомнил про другую картину. Называется «Радуга».
Художник планировал просто изобразить очередной шторм и кораблекрушение. И успешно их написал: «В бурю» (1872 год) и «Кораблекрушение» (1873).
Но золотые руки армянина чувствовали – рядом прячется шедевр, осталось найти недостающее звено.
Радугу.
На всех трёх картинах бравые матросы спасаются в бушующем море. На всех картинах художник использует похожую палитру мягких оттенков, это даже не самостоятельные цвета: зеленоватый, розоватый, голубенький, желтоватый. Слишком светло, даже прозрачно. Сравните с более ранними бурями – там яркие, ядрёные краски.
А сама радуга вообще едва заметна. Айвазовский специально заказал чёрную раму для необычного полотна: привычная золотая рамка слилась бы со светом картины, а так появлялся контраст, из темноты на зрителя выпрыгивает буря и вспыхивает радуга.
Самое интересное в картине – её двоякая интерпретация. Вроде бы радуга, чайка, земля рядом – надежда, спасение рядом, осталось терпеть совсем немного.
Но при этом буря все еще идет. Море никогда не отдает свою добычу просто. И может матросы видят свою последнюю радугу?