Найти тему
Сайт психологов b17.ru

В чём заключается помощь психолога

Многие люди приходят к психологу за пророчеством, за волшебной таблеткой и за магическими манипуляциями, этому вопросу я посвящу следующую статью, а в этой мы разберём как именно происходит целительное воздействие терапии на человека и скажу сразу, что фигура психолога не несёт в себе функции ясновидения и магизма, такое искажение плохо влияет на ход лечения и оставляет человека в его беспомощной позиции. Подобные искажения и подсознательные верования в магизм необходимо развеивать как можно скорее.

Психотерапия не так проста, и порой даже самим психологам сложно уловить как именно они помогают или не помогают своим клиентам. Мы порой просто видим, что человеку стало легче, но как именно мы пришли к этому состоянию может быть не очевидно даже для специалиста.

Чтобы внести ясность и дать понимание о рабочих инструментах, я приведу ниже некоторые обобщённые механизмы в работе психолога, которые оказывают прямое и косвенное лечебное воздействие на человека. Итак, что же всё-таки нас лечит в кабинете у терапевта:

  1. Осознанность.

Заезженное и затёртое слово, но по-прежнему очень важное. Психолог анализирует вас и тем самым учит вас саморефлексии, а саморефлексия очень важный навык в жизни каждого человека. Понимать собственные поступки, уметь прослеживать цепочку от своих чувств, мыслей до физических действий или отсутствия действий – это огромный шаг для того, чтобы постепенно брать «судьбу» в свои руки. Без саморефлексии человек движется по жизненному пути, словно слепой котёнок, опираясь лишь на свои инстинкты и на окостеневшие защиты, не понимая ни себя, ни других, совершая одни и те же ошибки и не понимая истинных целей этих ошибок. Без саморефлексии человек не способен учится на своих ошибках, обрекая себя на повторение одного и того же сценария. Но саморефлексия сама по себе без ментализации тоже может стать очередной тюрьмой, где человек обращает свой внутренний взор исключительно на самого себя, особенно это опасно для изначально итровертированных или шизоидных людей.

2. Ментализация.

Умение совершать рефрейминг и смотреть на происходящее с другой позиции - позволяет расширить горизонты собственного мышления. Когда мы пытаемся увидеть в другом человеке самого этого человека, его внутренний мир, желания и побуждения, а не собственные проекции, то это делает наше общение друг с другом куда более настоящим. Когда приходишь к пониманию, что твои репрезентации реальности не всегда являются отражением самой реальности, то это делает мышление более гибким и адаптивным, заставляет нас искать альтернативные варианты, смягчает внутренние и внешние конфликты. Люди с неразвитой металлизацией склонны воспринимать поведение других людей однобоко, упрощённо, враждебно, не учитывая множества нюансов. Психолог направляет к развитию этой способности, восполняя собой ту роль, которая прежде должна была выполнятся родителем, обучающим ребёнка ментализации, без который человек часто имеет ригидное восприятие или ещё хуже – функционирует на уровне «психической эквивалентности». Для развития ментализации прекрасно подходят игровые формы с обсуждением происходящего, ведь они немного снимают напряжение клиента и позволяют не превращать ментализацию в рационализацию.

3. Катарсис.

Способность проговоравиния и проживания вытесненных травм, или навязчивых состояний, или просто тяжелых переживаний правильным безопасным образом обуславливает полное или частичное освобождения от их многолетнего давления на психику человека, что в свою очередь высвобождает большое количество психической энергии, которой раньше не хватало буквально ни на что. Помимо этого, после правильного проживания всего гнетущего и подавленного могут пройти разнообразные соматофорные и психические симптомы и феномены. Для работы со всевозможным спектром травматических воспоминаний в арсенале психолога, кроме непосредственно разговора, могут быть задействованы арт-терапевтические методы, расстановки, ДПДГ, образно-символические инструменты – всё это очень эффективно и нужно.

4. Моделирование.

Проблемные места в мышлении и поведении человека очень часто могут быть условно-закреплённой моделью, во время сессий с психологом такая модель постепенно начинает восприниматься эго-дистонной и тогда начинается работа по созданию иных способов взаимодействия человека с окружающим миром, тренировка и закрепления новых навыков. Когнитивно-поведенческая терапия предоставляет разнообразный инструментарий для таких задач и его полезно знать психологам всех направлений. Бихевиоризм и поведенческая терапия могут быть весьма полезны, когда человек прошёл этап понимания, принятия, но ещё не до конца ясно, как именно он мог бы поменять своё поведение. В моделировании уместны всевозможные упражнения, разыгрывания ситуаций, диалогов, экспозиции, составление таблиц и т.д.

5. Саморегуляция.

Прогресс в этом направлении помогает человеку справляться со своими аффектами за пределами кабинета психолога. Не бегство от эмоций, но принятие их, проживание и в конечном счёте утилизация являются здоровым способом проживать свой внутренний чувственный мир. Даже малозаметные или неприятные эмоции заслуживают пристального внимания и принятия, страх сильных эмоций тоже является чувством и тоже нуждается в проживании. Даже у пограничной личности есть потенциал, чтобы из состояния затопления аффектами выйти на уровень, когда эмоция приходит и уходит без риска самоповреждения или разжигания конфликта.

Когда психолог способен контейнировать и затем возвращать аффективный материал в удобоваримом виде, когда он способен выдерживать клиента и не вовлекаться в ролевую игру, то всё это постепенно обучает человека выносить навык выдерживания собственных эмоций за рамки психотерапии и не бояться чувствовать или быть побеждённым чувствами. Задача ведь состоит не в исключении болезненных переживаний из жизни, что собственно невозможно и крайне вредно, а в том, чтобы личность была достаточно устойчивой при встрече с трудностями. Здесь мы не ставим никаких сверх-задач.

6. Надёжная база.

Этот пункт самый значимый, без него реализация вышеописанных невозможна. Терапевтические отношения замещают собой нарушенные детско-родительские отношения в далёком прошлом, которые скорее всего даже не сохранились в памяти, но сохранились как последующие жизненные программы и точки напряжения в психики. В таком терапевтическом тандеме человек проходит все этапы взросления с проработкой тех изъянов, которые не были успешно разрешены ранее в родной семье. По мере продвижения вперёд в атмосфере холдинга, доверия, принятия, отзеркаливания, выдерживания и удерживания ограничений и рамок (отцовская функция), человек добирает в свой психический аппарат всё то, чего ему не хватало раньше, что в свою очередь позволяет личности функционировать на более высоком адаптивном уровне. Когда работа проделана, то человек естественным образом безболезненно проходит через последнюю стадию с терапевтом – сепарацию.

Именно дозревание Эго в работе с психологом является той целью, которая поможет в последствии человеку справляться с его жизненными невзгодами, которые безусловно будут случаться, но уже не будут выбивать почву из-под ног. Заметьте, что психолог не избавляет человека от несчастной любви, не возвращает ушедшего мужа или жену, не решает конфликты на работе, не подсказывает правильное решение, это всё задачи, которые человеку предстоит решать самостоятельно, но сил для этого у более зрелого и здорового Эго намного больше, чем у травмированного или подавленного.

Данный процесс, как правило, для клиента находится за пределом наблюдаемого происходящего, но является главенствующим и определяющим успех терапии. Само наполнение сессии при этом может быть в форме бесед, упражнений, игр, что является самым верхним уровнем, но психолог должен всегда иметь понимание, что фундаментально ведётся очень важная и скрытая от глаз работа. Если такого понимания нет, то мы можем наблюдать, как один слепой ведёт другого слепого и оба идут не туда. Психоаналитическая концепция, работающая с переносом и теория привязанности максимально успешно работают в парадигме отношений психолог-клиент.

Автор: Анна Шелест
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru