Милан. Два преступника спасаются бегством после неудачной попытки ограбления. Один из них тяжело ранен и умирает на руках своего друга Майло с просьбой быть похороненным в секретной могиле, чтобы прозекторы не "потрошили его труп" в морге. Майло выполняет последнюю волю умирающего и засыпает тело грудой булыжников на пустынном берегу реки.
Париж. Мотоциклист меткий выстрелом убивает влиятельного бизнесмена, известного политика-лоббиста и скрывается с места преступления.
Полиция предъявляет восходящей французской поп-звезде обгоревшие остатки мотоцикла. Певец подтверждает, что мотоцикл принадлежит ему, и сообщает, что дал им попользоваться старому другу по имени Жан-Даниэль. После этого певца ведут в морг, и он сразу опознает труп Жана-Даниэля, несмотря на то, что тело после столкновения с поездом сильно изувечено.
Выходит, что Жан-Даниэль управлял мотоциклом, чей номер запомнили свидетели убийства, на огромной скорости попал в аварию и погиб. Тело найдено и опознано. Дело закрыто.
Снова Милан. Заместитель начальника миланской тюрьмы Вито Чиприани без ума от молодой красавицы-жены. Дома он пылкий любовник и щедрый муж, потакающий любым просьбам и желаниям супруги.
Зато на работе Вито - жесткий, волевой руководитель со стальным взглядом и безоговорочным авторитетом. В первой же тюремной сцене он без всякого насилия, силой убеждения обезвреживает вооруженного ножом уголовника. Вито - хладнокровный профессионал, которого не может выбить из колеи ни одна внештатная ситуация.
Тем не менее неизвестные наносят ему удар в единственное слабое место - телефонный звонок сообщает Вито, что его жена похищена и будет жестоко убита, если он не устроит побег одному преступнику, отбывающему срок в его тюрьме. Когда речь заходит о жизни любимой жены, крутой мужик Вито готов забыть о непреклонной принципиальности.
Оказывается, Вито должен обеспечить побег тому самому Майло из первой сцены фильма. Вито с недоверием относится к тому, что Майло сам немало удивлен тем, что кто-то озаботился его свободой. Разыгрывает наивного дурачка - решает Вито и продумывает результативный план побега.
Майло недолго радуется воле. Угрожая пистолетом, Вито захватывает его, надеясь выйти на похитителей жены с "козырем" в руках. Он с пристрастием допрашивает Майло и с изумлением понимает, что, кажется, Майло не врет: он действительно мелкая сошка и понятия не имеет, кому в принципе до него может быть дело и кто бы мог покуситься на жену важного чиновника для того, чтобы он оказался на свободе.
Такова завязка фильма "Револьвер" (Revolver, 1973). Очевидно, что события в Милане и Париже должны пересечься, и, конечно, это произойдет. Но не будем углубляться в дальнейшие сюжетные подробности - "Револьверу" удается избежать многие жанровые клише, поэтому не буду раскрывать детали нетривиальной истории.
"Револьвер" - картина обманчивая и неоднозначная, похожая и одновременно не похожая на другие образчики расцветшего в 70-е жанра итальянского криминального фильма (так называемого poliziotteschi).
Фильм поставил известный режиссер Серджио Соллима, один из "троицы великих Серджио" итальянского кино. Помните "Однажды в Голливуде" Квентина Тарантино, где упоминается "второй великий Серджио"? Речь идет о режиссере "Джанго" Серджио Корбуччи. Первый - Серджио Леоне, отец спагетти-вестерна. Третий - Серджио Соллима.
От Леоне и Корбуччи "третий великий" Серджио отличался тем, что больше жанровых конвенций его интересовали человеческие аспекты фильма, этические и моральные вопросы, политическая проблематика. Так Соллима ставил вестерны, так же в его трактовке выглядит и криминальное кино.
Не скрою, в "Револьвере" Соллима обманул мои ожидания. После описанной выше завязки я ожидал боевик в духе buddy movie, фильм о напарниках, которые преодолевают различия и противоречия, становятся одной командой и в итоге одерживают победу над врагами. Вот-вот, думал я, Вито и Майло придут к согласию, сильно разозлятся и пойдут крушить мафию и коррупцию. Тем более когда в главных ролях идеальная пара харизматиков для buddy movie - брутальный Оливер Рид и обаятельный красавчик Фабио Тести.
Однако вместо лихого действия Соллима предлагает аудитории серьезную и, сразу предупрежу, горькую криминальную драму без бравады и однозначных сюжетных ходов.
"Револьвер" показался мне в первую очередь мощной историей двух параллельных преображений - законопослушного гражданина Вито и уголовника Майло.
Казалось бы, такие, как Вито, составляют фундамент закона и порядка в обществе. Вито выглядит олицетворением силы и воли. Но под давлением обстоятельств законник легко превращается в преступника. Его мотивации понятны - на что не пойдешь ради любимой жены!
Чем дальше и глубже заходят в своем расследовании напарники поневоле, чем больше осознают, с какой страшной силой они на самом деле связались, тем больше Вито понимает, что ради спасения жены и собственного выживания ему, возможно, придется пойти на такие моральные компромиссы, по сравнению с которыми организация побега заключенного - детский лепет.
В другую, противоположную, сторону движется образ Майло. Поначалу он - мелкий преступник, который поверить не может, что кому-то на свете до него вообще есть дело. После побега он мечтает об одном - освободиться от агрессивного "опекуна" и бежать куда глаза глядят. Фабио Тести отлично отыгрывает роль обаятельного пройдохи-неудачника, не обремененного излишним мыслительным багажом.
Зато по ходу расследования как раз Майло все четче осознает опасность, которую представляют и для него лично, и для других людей преступные сети, пронизывающие общество снизу доверху.
В то время как Вито постепенно смиряется с собственным бессилием, Майло в противоположность ему все осознаннее склоняется бросить вызов организованной преступности. Разумеется, назревает конфликт и в без того не безоблачном "партнерстве" чиновника в бегах и беглого уголовника.
"Револьвер" - кино остросюжетное, в фильме Соллима присутствуют перестрелки и убийства. Однако предупрежу - режиссер и здесь обманывает ожидания. Такие сцены занимают немного времени. Так же как и в вестернах, главное для Соллима - не погони и драки, а характеры героев, их отношения, личностная эволюция и деградация в экстраординарных обстоятельствах столкновения с неумолимой преступной машиной. Которая, кстати, показана в "Револьвере" впечатляюще и убедительно.
Мафиозная структура - многоэтажная конструкция. Внизу - рядовые исполнители, бандиты, которых обильно поставляет бедный крестьянский юг и Сицилия. Это не зловещие голливудские киллеры, а малограмотные неприметные люди с улицы, которые тем не менее, не дрогнув, готовы на самые жестокие истязания и убийства. Просто деньги нужны, ничего личного.
Над рядовыми - птицы более высокого полета. Пижонски одетые, подчеркнуто демонстрирующие "шик" и "стиль". Денег у них, конечно, больше, костюмчики подороже, а вот с вкусом и в одежде, и в манере поведения по-прежнему все не слишком изысканно. А как еще бандитам представить "шикарную жизнь"?
И, наконец, верхушка, представленная в "Револьвере" самым, на мой взгляд, зловещим персонажем. Чиновник высокого ранга, облеченный большими полномочиями. Облик управляющего банком. Дорогой, но не броский костюм. Спокойные манеры. Толстые очки в солидной роговой оправе.
Сам он не похищает, не пытает, не убивает. И тем не менее он страшнее темных сицилийских мужланов. В его руках не нож или пистолет, а власть и принятие решений, кому жить и кому умирать.
В "Револьвере" чувствуется опыт Соллима в постановке спагетти-вестернов. Он уделяет большое внимание стилистическим изыскам, обильно использует характерные для вестерна визуальные решения - эффектные композиции кадра, внимание к броским деталям, выразительные крупные планы.
Не удивительно, что превосходный саундтрек к "Револьверу" написал гениальный Эннио Морриконе, не раз сотрудничавший с Соллима в работе над вестернами. Кстати божественно-красивую мелодию на титрах - Un Amico - использовал в "бесславных ублюдках" главный мировой компилятор саундтреков Квентин Тарантино.
На мой взгляд, "Револьвер" однозначно достоин просмотра, особенно любителями винтажного европейского кино. Уверенная режиссура, превосходные актеры, блистательная музыка Морриконе, нетривиальный сюжет с глубоко проработанными (в рамках жанровой ленты) персонажами - по мне, этого более чем достаточно для приятно проведенного вечера.