Найти в Дзене

Безличные глаголы урок в 6 классе.

Оглавление

( Иллюстрация взята из открытого доступа в Интернете)
( Иллюстрация взята из открытого доступа в Интернете)

Цели: Обучающие:

1. Познакомить учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.

2. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.

3. Обучать конструированию предложений с безличными глаголами. Развивающие:

1. Формировать умение отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.

Задачи урока: знать значения безличных глаголов;

  1. знать формы безличных глаголов;
  2. уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
  3. уметь пользоваться безличными глаголами в речи.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок- исследование.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый, эвристический.

Ход урока:

1. Организационный момент и вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, дети!. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу «хорошего дня». Садитесь.

2. Актуализация знаний.

3. -Давайте вспомним определение глагола.

Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

А какие глаголы называются безличными?

Безличные глаголы – это глаголы, которые обозначают действия и состояния, происходящие без действующего лица. Эти глаголы представляют действие как происходящее само собой, независимо от деятеля, т. е. без действующего лица и предмета.

Как изменяются безличные глаголы?

Безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа).

- Ребята, запишем наш вывод в виде таблицы:

3 лицо

Настоящее время

3 лицо- он, она, оно- чаще всего употребляется с местоимением ОНО вечереет

будет смеркаться

Будущее время

Средний род

Прошедшее время

Суффикс –Л- подмыло

Посмотрим, чем отличаются безличные глаголы от личных.
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.

Ребёнок не спит. Ему не спится.

Ветер клонит деревья. Его клонило в сон.

Задания:
-сравните предложения (найдите главные члены предложения);
-установите значение глаголов;

Мы с вами нашли ещё один признак – поставить подлежащее в предложение с безличным глаголом невозможно. Можно сделать следующий вывод: Безличные глаголы образуются от личных глаголов.

Выполним синтаксический разбор предложения.

Предл. Прил. Сущ. Глаг. Нар.

На морском берегу дышится легко. (Повеств., невоскл., простое, распр., не осложнено).

Подморозило и воздух стал свежим.

- Выделите грамматическую основу предложений. Найдите пунктограмму. Обоснуйте ответ.

(Подморозило, и воздух стал свежим). Запишем предложение на доске, составим схему и дадим характеристику.

Запятая в сложном предложении, где первое предложение – односоставное.

[ ], и [ ].

Ребята, а давайте теперь подумаем, к каким явлениям жизни относятся безличные глаголы - сказуемые. Я читаю предложения, вы на слух выбираете безличные глаголы.

1.Сегодня мне нездоровится. Знобит и лихорадит. Я встал с постели и почувствовал, что в ушах звенит и рябит в глазах. Приехал врач, осмотрел меня, выписал лекарства. На следующее утро уже не знобило, не лихорадило, в ушах не звенело и в глазах не рябило. На душе посветлело.

- Что же обозначают безличные глаголы в тексте?

(Состояние человека).

2. Прочитаю стихотворение А. А. Фета «Вечер»

Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою

Засветилось на том берегу. (А.Фет)

- сделайте выводы о том, каково значение безличных глаголов?

(Они обозначают явления природы).

-Сделаем вывод о роли безличных глаголов (глаголы помогают образно изобразить состояние природы)

Значит, безличный имеет свои значения.

• Явления природы.

• Физическое и душевное состояние человека.

Закрепление изученного

1)Самостоятельная работа. Карточки для работы в парах.

Учащиеся распределяют безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало.

Рефлексия

1. - Теперь мы с вами немного поиграем.

Прием «Немой опрос» поднимаем руку, если безличный глагол, если личный, то нет

1.Приближался рассвет.

2.Вечерело.

3.Весь день идёт дождь.

4.Как быстро рассвело!

5.Мне долго не спалось.

6.Сегодня все хорошо работали!

7. В ушах зазвенело.

8. Выпал снег.

9. Подморозило.

10.Мне не спится.

11. В зимнюю пору смеркается рано.

12.Мой друг тоже не спит.

13.Мы выходим из дома.

14. Нам легко дышится.

15. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.

16. Пахнет хвоей.

17. Стоит тишина.

2. –Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали ?

Что показалось сложным? Что было самым интересным?

Что из изученного пригодится вам в жизни?

Домашнее задание (по выбору):

1 упр 622

2 С данными глаголами составить предложения так, чтобы они были употреблены в личном и безличном значении.

Дует, везет, темнело, звенит.

Выставление оценок.

Спасибо за активную работу на уроке.

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало.

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало.

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало.

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало.

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало.

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало.

Распределите безличные глаголы, обозначающие:

1) состояние природы, 2) физическое и душевное состояние человека.

ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало.