С конструкторами и готовыми решениями для предпринимателей разработка сайта стала проще и доступнее. Рассмотрим, как изменился рынок разработки за последние годы и какие технологии будут в тренде в ближайшем будущем
Об эксперте: Антон Ломовский, руководитель направления развития сервисов для предпринимателей «Рег.ру».
В последние 15 лет мир веб-разработки претерпел кардинальные изменения. Эпоха популярности самописных CMS — индивидуальных программ для разработки сайта, которые создают под конкретный проект, — позади. На первый план вышли удобство, автоматизация и простота интеграции различных сервисов. Теперь в тренде готовые конструкторы и no-code решения.
Сегодня сайты — важный элемент в воронке продаж. И главный акцент в веб-разработке ставят именно на увеличение конверсии и прибыли. Задача сводится к умению эффективно комбинировать существующие инструменты создания сайтов и автоматизировать процессы именно для решения бизнес-задач. No-code подход как способ создания IT-продуктов без кода стал новым стандартом.
Даже в IT-сфере, по данным «Рег.ру», новое поколение предпринимателей склонно создавать небольшие сайты-визитки и делает акцент на интеграции CRM с конструкторами, а не на сложные многостраничные сайты.
Рынок стремится к упрощению
От первых примитивных сайтов до сложных многостраничных порталов — рынок постоянно менялся, адаптируясь к новым технологиям, потребностям пользователей и бизнеса. Можно выделить три глобальных этапа развития рынка веб-разработки.
1. Становление рынка и сложный порог входа
В середине и конце 1990-х разработка сайтов была доступна только профессионалам, энтузиастам и компаниям с большим бюджетом — это связано с тем, что процесс требовал знания языков программирования, например HTML, CSS и Java. При этом большинство страниц в Рунете были информационными и выглядели как набор текста, лишь на некоторых присутствовала графика.
2. Рост популярности CMS
В начале 2000-х появилось понятие «пользовательский опыт» — сайты стали более дружелюбными к пользователю: разрешение экрана увеличилось, а вместо кислотных цветов в дизайне стали использовать более приглушенные. Контент начали оптимизировать под поисковую выдачу, чтобы улучшить видимость страниц. С одной стороны, создать сайт стало проще — CMS набрали популярность, в особенности WordPress. Это система для создания и управления сайтами, на которой до сих пор работает 43% всех веб-сайтов. С другой — усложнился веб-дизайн. Поэтому появилось множество веб-студий, которые предлагали разработку сайтов под ключ — от написания кода до наполнения контентом и продвижения.
3. Zero-code, SaaS-технологии и готовые решения
После 2010-го выход в онлайн для бизнеса упрощается — теперь он не требует таких временных и денежных затрат, как, например, на заре интернета. Собственный сайт на доменах .ru и .рф имеют большинство российских компаний МСБ — теперь это не привилегия, а такой же базовый инструмент продаж, как реклама. Блочные конструкторы вроде Tilda и готовые шаблоны сайтов полностью изменили рынок веб-разработки — порог входа и стоимость создания сайта снизились, что сделало его доступным для малого и среднего бизнеса. Теперь создать лендинг можно за несколько часов.
Что происходит на рынке сейчас
Рост интернет-торговли ускорился, а на маркетплейсы вышли тысячи предпринимателей — к концу 2023 года только на Wildberries и Ozon работали почти 550 тыс. селлеров. На определенном этапе развития бизнеса продавцы увеличивают присутствие в интернете за счет запуска сайтов. Этот процесс стимулирует тот факт, что 75% пользователей маркетплейсов перед покупкой ищут дополнительную информацию о продавце в интернете, чтобы убедиться, что он не мошенник, или узнать подробнее о характеристиках товара.
При этом начинающие предприниматели не готовы платить от 100 тыс. руб. за разработку кастомного сайта — им достаточно простого, но продающего интернет-магазина, к которому будут подключены необходимые модули: интернет-эквайринг, модуль записи и заказа услуг, блок с отзывами. Поэтому бизнес-сегмент сместил акцент в пользу готовых инструментов: конструкторов и no-code решений для интернет-магазинов. Они позволяют создать веб-ресурс за несколько часов из готовых блоков, подключить интеграцию с 1C, веб-чаты, модули онлайн-оплаты и другие необходимые инструменты. Популярность набирают и сайты по подписке.
Рыночная ситуация в микромалом бизнесе говорит нам о том, что популярность и удобство уходит в сторону бандловых решений — пакетов из нескольких услуг. Они позволяют получить решение задачи в комплексе, используя все необходимые инструменты в одном месте. И мы в том числе тоже развиваем этот тренд.
Например, в «Рег.ру» мы развиваем сразу два no-code решения — оба работают по типу конструкторов сайтов. «Рег.Сайт» основан на WordPress и позволяет как создать сайт из шаблона, так и настроить его индивидуально. А «Рег.Решения» нацелены на сборку сайтов шаблонизированного типа, что позволяет получить сайт на заказ за сутки или собрать его самостоятельно за считаные минуты. Подойдет этот конструктор для микромалого бизнеса, быстрой проверки гипотез и создания современных решений. При этом мы постоянно обновляем виджеты для сборки и расширяем актуальные шаблоны.
Перспективы веб-разработки
Современный рынок веб-разработки демонстрирует стремительные изменения и новые тенденции, открывающие широкие возможности для профессионалов в области создания сайтов. Основные направления развития рынка сайтостроения отражают общий ход трансформаций в информационных технологиях и веб-дизайне.
Принцип «единого окна»
Прежде всего рынок тяготеет к универсальным решениям и интеграциям — чтобы в режиме «одного окна» можно было решать сразу множество задач. Например, интеграция с СБП, «Яндекс ID» для упрощенной авторизации на сайтах, отслеживание продаж, управление сайтом в одном личном кабинете.
CMS: отход от классики
Наименее популярные системы управления сайтами, которые требуют знания языков программирования, уходят на второй план. Они уступают место гибким и модульным решениям и фактически становятся фреймворками, то есть вспомогательными системами, для корпоративных сайтов. Благодаря адаптивности и лояльному комьюнити в топе пока продолжает оставаться WordPress как один из лидеров рынка. За счет простоты и доступности для начинающих пользователей продолжают набирать популярность облачные конструкторы — онлайн-сервисы с готовыми шаблонами, например Tilda, «Рег.сайт», uKit.
SEO и продвижение
SEO-специалисты сталкиваются с жесткой конкуренцией и необходимостью адаптации сайтов под постоянно изменяющиеся алгоритмы поисковых систем. В таких условиях особенно важны качество контента, техническая оптимизация сайтов, ускорение их загрузки и улучшение пользовательского опыта. Поэтому все готовые решения подразумевают настройку SEO на базовом уровне — пользователю не нужно отдельно погружаться в поисковую оптимизацию.
Рынок продолжит двигаться в сторону упрощения процессов создания сайтов. В ближайшем будущем ключевую роль будут играть универсальность и гибкость используемых инструментов. Это не означает, что уникальные решения полностью исчезнут, но их применение станет более целесообразным и ориентированным на специфические задачи бизнеса.