На энтузиазме или под впечатлением от отдыха в красивом глэмпинге люди часто загораются идеей открытия чего-то подобного. Давайте, кратно пробежимся по сложностям, что таятся под манящей обёрткой.
Со мной будут спорить, но для меня самая большая сложность — это не поиск правильного места, нужной категории земельного участка и цепляющей концепции. Нет, самое сложное – это люди. Причем, как приезжающие в глэмпинг (гости), так и работающие в нём (персонал).
Глэмпинг – это работа в сфере гостеприимства. Это взаимодействие с живыми и очень разными людьми. Ваше место должно не просто соответствовать рекламной картинке из соцсетей, но еще и тем представлениям и ожиданиям, которые сложил о нем ваш гость. Наберитесь терпения и сил: на двадцать-тридцать прекрасных, чутких, добрых гостей попадется такой, что вам захочется всё закрыть и уйти продавать ружья.
Тут важно понимать, что какой бы глэмпинг вы бы ни построили, сколько денег и сил бы ни вложили, вы не сможете понравиться всем. Это нормально.
Представьте: мужчина сказал девушке, что на выходные они поедут в прекрасное место, где будут засыпать с видом на волны. Девушка жила предвкушением полета в Сочи, а её привезли в глэмпинг на лесном озере. Она и так в шоке, а тут еще вы с улыбкой: «Здравствуйте, добро пожаловать в наши «Лесные кружева!» И в её глазах вы прямо читаете: «Куда, б…ь?!»
Тема работы с гостями, и в первую очередь с жалобами, очень важна. Я буду уделять ей много внимания в своих публикациях. Кратко только скажу, что мы пришли к концепции «Жалоба – это подарок», изложенной в одноименной книге Джанелл Барлоу и Клауса Мёллера. Эта книга - моя горячая рекомендация всем коллегам по бизнесу в сфере услуг.
Вторая сложность глэмпинга – это фактически отражение его сильной стороны. Помните, в статье про плюсы этого бизнеса, я писал о важности места?
Все так. Но это часто создает и проблему: красивое восхитительное место на берегу горной реки, с видом на величественные хребты, но далеко. А значит, дорогая доставка материалов, удорожание строительства, а еще и персонал не найти. А тот, что найти, просит много и не хочет жить в тайге.
Поэтому оцените понравившееся Вам место по основным критериям: близость к крупному городу, наличие хорошей подъездной дороги, в т.ч. в разное время года, доступность связи, возможность и стоимость подключения к электросетям. Продумайте, где и как будете брать персонал. Отсутствие каждого из этих элементов влияет на экономику вашего бизнеса, а, следовательно – на ваши цены. Обязательно учтите это при разработке самой концепции глэмпинга.
Да, близость к крупному городу на первый взгляд вовсе не обязательна. В красивое место гости с удовольствием поедут и за 300 км. Но вам дальность расстояния очень важно учитывать. Ведь банальная задача докупить саморезов становится небанальной, когда за ними только ехать три часа туда, час там, три обратно…
При выборе места также важна категория земельного участка, но про это отдельно.
Персонал. О…! Ваши представления о том, что вы человеколюбивы и коммуникабельны, будут проходить ежедневный краш-тест. В одной из книг по предпринимательству я в свое время прочитал такую мысль: на старте бизнеса вам, возможно, придется работать с маргиналами. Тогда я наивно посмеялся.
Не забудьте мне напомнить рассказать про Володьку – охранника. Или Петьку… Они – лучшая иллюстрация к той книге.
На ключевые позиции, где строится общение с гостями, например, администратор, подбирайте людей, как будто собираетесь на них жениться (выйти замуж). Это настолько же ответственный выбор. Они выполняют самую важную функцию: представляют ваш бизнес в глазах ваших гостей. А еще они первые, кто принимают удар при их недовольстве. Следовательно, ваши администраторы должны знать, как работать с людьми, и искренне любить эту работу. А еще хотеть жить в этом прекрасном месте за 300 км от цивилизации. Рядом с Петькой…
Про персонал я также расскажу отдельно, потому что половину всех проблем будет подкидывать именно он.
Другой важный момент: выбор подрядчика. Тут, друзья, я молитвенно складываю ладони и прошу небо вам помочь. Потому что лично мы влетели на первом же подрядчике – поставщике шатров. Затем долго и усердно выбирали того, кто нам будет строить платформы для шатров. Доверились фирме с пожилым директором, решив, что такой не обманет, и… влетели! Выгнали его к чертовой матери, наняли фирму с молодыми энергичными ребятами и … влетели! Потом наняли подрядчика, который был нам хорошо знаком, и … нет у нас больше такого знакомого.
Друзья, я не испугал же вас трудностями? Напишите в комментариях, было ли Вам полезно заглянуть под красивую картинку глэмпинга? В следующей публикации рассказываю про то, как можно стартовать в этом бизнесе