Самолет Ли-2 был непросто копией легендарного DC-3. Внешне похожим на американский авиалайнер, к моменту ввода в эксплуатацию он имел почти 1300 конструктивных отличий.
История Ли-2 началась в 1932 году. Советское правительство разработало пятилетний план развития регионального воздушного транспорта, где указывалось, что к концу 1937 года местные авиалинии ГВФ должны составить 35000 км из всех 93000 км его маршрутов.
Даже, несмотря на то, что советская авиационная промышленность начала наращивать объемы производства и выпускать хорошие машины, руководство страны считало это недостаточным и указывало на отставание от американских самолетов типа Boeing 247 и Douglas DC-3. Это заставило советских конструкторов обратиться к западным самолетам для изучения существовавших конструктивных и технических требований.
В КБ эту работу курировал В. М. Мясищев, по чьей рекомендации инженер Б. П. Лисунов был направлен в США для изучения технической стороны лицензионного соглашения на выпуск самолетов DC-3 в СССР. Почти три года, с ноября 1936 года по апрель 1939 года, Б. П. Лисунов провел за тщательным анализом конструкции ДС-3, производственного оборудования и системы обеспечения эксплуатации.
Главный конструктор специально созданного в 1937 году ОКБ-84 В.М. Мясищев планировал внести незначительные изменения в конструкцию DC-3, удовлетворяющие советским потребностям и учитывающие существующие на заводах технологические особенности. Однако руководство потребовало, чтобы самолет имел значительную долю «отечественного содержания». В 1938 году В. М. Мясищев был арестован. Руководителем проекта НС-84 (пассажирский самолет) был назначен Лисунов.
До начала лицензионного производства модификации ДС-3-196 на заводе №84 в Химках СССР получил 18 построенных в США самолетов, первый из которых (заводской номер 1558) поступил в декабре 1936 года.
Лисунов вернулся в СССР в 1939 году, имея на руках 1293 листа технических изменений к исходным чертежам самолета Douglas, и запустил машину в производство. Изменения конструкции, позволившие использовать советскую технологию, включали выполнение пассажирской двери по правому борту, а не по левому, как у DC-3, несколько меньший размах крыла, усиление конструкции и более толстую обшивку, чтобы сделать самолет более стойким, учитывая плохое качество советских аэродромов того времени. ПС-8-1 поступил в ГВФ в 1940 году и был хорошо принят экипажами, несмотря на неважные летные характеристики из-за звездообразных двигателей АШ-62ИР Шевцова, работа которых оставляла желать лучшего по сравнению с американскими двигателями.
Помимо использования Ли-2 на вновь открываемых гражданских маршрутах, ГВФ осуществлял на них переброску войск во время войны с Финляндией в 1939-1940 годах.
С началом Великой Отечественной войны парк самолетов был мобилизован и приписан к специальным транспортным подразделения армии. Самолеты Ли-2 активно использовались во время блокады Ленинграда. В конце 1941 года самолет официально получил название Ли-2, в честь человека, который реализовал этот проект. ГВФ нес тяжелую ношу обеспечения поставок. Так, согласно статистике, во время битвы за Сталинград с августа 1942 года по февраль 1943 года самолеты ГВФ, в том числе и Ли-2, выполнили 46000 вылетов, перевезли более 30000 военнослужащих и 2629 тонн грузов. Война вынудила перенести производство Ли-2 в Ташкент. К концу войны Л и-2 и некоторое количество демобилизованных DouglasС-47 (хотя последние вскоре сняли с эксплуатации из-за различий с Ли-2) обслуживали всю территорию СССР. На заводе №84 вновь открыли производственную линию.
В первые послевоенные пять лет СССР помогал в создании четырех авиакомпаний в Восточной Европе, оснащая их Ли-2. Первой стала венгерская «Maszovlet», позднее «Malev», второй — югославская «Justa», созданная как совместное предприятие СССР и югославского правительства генерала Тито, она прекратила существование после разрыва отношений Белграда с Москвой.
В 1948 году чехословацкая авиакомпания CSA начала эксплуатировать Ли-2 главным образом на местных маршрутах и для полетов на черноморские курорты. Румынская компания TARSбыла основана в 1946 году, Ли-2 вместе с Junkers 52/3m обслуживали внутренние маршруты. Международные рейсы в основном осуществлялись в столицы стран Восточного блока. В 1954 году TARS переименовали в ТАКОМ. Еще одним главным покупателем Ли-2 стал Китай, который после революции 1949 года начал создавать гражданский воздушный флот. 2 ноября 1949 года СССР и Китай создали компанию «Scoga» и развернули сеть внутренних авиалиний. В 1954 году «Scoga» ликвидировали, появилась компания С’ААС, продолжавшая эксплуатировать Ли-2 даже в 1970-х годах и являвшаяся последним эксплуатантом данного типа самолета.
Гражданские варианты Ли-2 включали Ли-2П (пассажирский), транспортный Ли-2Г, грузопассажирский Ли-2ПГ, увеличенной дальности Ли-2ДБ с дополнительными топливными баками, Ли-2Р для аэрофотосъемки с дополнительными окнами и Ли-2В с лыжным шасси и форсированными двигателями для арктических метеорологических исследований.
Единственный экземпляр Ли-2 в состоянии летной годности находился в Венгрии, он окрашен в цвета «Malev» и использовался для туристских полетов. В 1990-х годах в России также летал Ли- 2, но он разбился в 2004 году около аэродрома Мячково. В период 1939—1954 годов было выпущено 4937 самолетов Ли-2.
Поддержите канал-поставьте лайк.