Указ о возврате и репатриации экспортной выручки будет продлен как минимум до конца года. А, скорее всего, его действие станет бессрочным. Напомню, в октябре прошлого года после сильнейшей девальвации рубля Президент России подписал указ об обязательном перечислении валютной выручки в Россию. Это сразу же помогло стабилизировать курс национальной валюты, который уже полгода находится в диапазоне 89-95 р за доллар.
Основным идеологом данного решения стал первый вице-премьер Андрей Белоусов. Против выступали Банк России и представители бизнеса. Что касается последних, то их целеполагание вполне понятно и объяснимо. В текущих условиях проведение трансграничных платежей затруднено западными санкциями. Ничего критичного, правда, нет. Однако компаниям приходится постоянно изобретать все новые схемы, что приводит к дополнительным финансовым издержкам.
Впрочем, здесь правительство должно руководствоваться интересами всей экономики в целом, а не сугубо интересами экспортеров, которые продолжают получать хорошую прибыль. А главный интерес экономики заключается в том, чтобы курс национальной валюты был хотя бы относительно стабильным, а деньги за произведенные товары экспорта возвращались в страну и работали бы на развитие внутреннего рынка. Да, компании несут дополнительные издержки, но это абсолютно нормально в нынешней ситуации.
В общем, правительство Мишустина-Белоусова проводит по данному вопросу абсолютно правильную политику, которая дает соответствующий результат. Курс, как написано выше, относительно стабилизировался. Однако что также важно посмотреть - так это объем продаж валютной выручки на внутреннем рынке:
С октября, как только было введено соответствующее правило, мы видим серьезный рост продаж. В феврале, учитывая низкий сезон и меньшее количество дней, случился небольшой провал. Но, все равно, 10,4 млрд - сильно больше среднего до подписания указа. В марте продажи начали восстанавливаться.
При этом Банк России продолжает выступать против. Его представители заявляют, что эффект от меры себя исчерпал и сейчас она не играет никакой роли в контексте стабилизации валютного курса. Об этом во время споров "продлевать или не продлевать" вполне открыто говорила Эльвира Набиуллина. Как можно такое утверждать - большой вопрос. Достаточно посмотреть приведенный выше график, чтобы понять простую вещь - без обязательной продажи и репатриации валютной выручки значения уйдут на уровни лета прошлого года. А это означает новую девальвацию рубля.
Такую позицию Набиуллиной отчасти можно объяснить её верой в глобализацию. Согласно картине мира главы Центробанка глобализация неизбежна, а то, что происходит сейчас - временное явление. Якобы сами законы общемирового развития ведут стиранию всех национальных границ, в том числе, финансовых и экономических.
Впрочем, есть еще и тактическое объяснение. За два прошедших года Центробанк так и не выстроил качественную инфраструктуру проведения межстрановых платежей. Поэтому компании, действительно, сталкиваются с рядом проблем и вынуждены сами искать схемы доставки валюты в Россию. Об этом вполне открыто заявлял в конце прошлого года глава "Роснефти" Игорь Сечин:
С начала усиления санкций Банком России так и не сформированы надежные маршруты исполнения трансграничных платежей в различных валютах, что затрудняет своевременное зачисление экспортной выручки
Судя по всему, в ведомстве Набиуллиной просто устали от постоянных упреков и критики в свой адрес. Поэтому решили идти по самому простому пути - отменить действие указа об обязательной продаже и репатриации валютной выручки.
Но, к счастью, данная позиция не возобладала. Первый вице-премьер Андрей Белоусов смог отстоять продление указа как минимум до конца года. Это означает, что серьезных потрясений на внутреннем валютном рынке при условии отсутствия форс-мажорных обстоятельств не будет. Повторения ситуации прошлого года мы не увидим.