Воинская практика, воинская йога – это дисциплина навсегда.
Что я имею в виду. Вот первые две ступени Раджа-йоги (в изложении Вивекананды) – прочитайте их внимательно.
Яма – непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и непринятие каких бы то ни было подарков.
Нияма – чистота, довольство, укрощение страстей, размышление и предание себя на волю Божию.
А теперь попытайтесь напрячь воображение и задайтесь вопросом: кто из смертных способен такое претворить? Кто из смертных способен таким стать?
Я как тогда, так и сейчас говорю: такое претворить может только и только святой.
Вопрос: в каком зале единоборств вы можете найти такого святого? Святого не на словах, а на деле. Как это может выглядеть, мы не знаем, это не наша культура. Как определить такого мастера, мы тоже не знаем – это не наша культура. И потому даже если мы его живьем встретим, мы его все равно не узнаем.
Воин с претворенными первыми ступенями Раджа-йоги – для нашей культуры, для нашей традиции вчера в лучшем случае идиот. А сегодня он человек с неким странным отклонением, не опасный для окружающих.
Заповеди Раджа-йоги западному человеку практически невозможно претворить. Уж в зале единоборств – точно невозможно. Как же научиться медитации? Можно ли научиться медитации? – научиться святой чистоте, святой правдивости?
Можно. И это будет не так сложно:
1. Если вы точно знаете на себе, чего нужно достигнуть. Тогда ни одна культура, ни одна традиция, и даже весь мир, вместе взятый, не в состоянии будет остановить вас на таком пути.
2. Чтобы точно знать этот путь, вы должны встретить мастера. Мастер знает путь, потому что он достиг вершины. На какую вершину подниматься, он знает, а вы – нет. Согласитесь, это разумно и безопасно.
3. Как определить такого мастера, когда кругом продвинутые специалисты в любых единоборствах? Согласитесь, что специалист, какого бы уровня он ни был, – он все-таки не медитативный мастер. Этот пункт надо знать, потому что это всегда вас будет сбивать с толку: вы не знаете, что и где искать, потому что вы не знаете, как медитация выглядит. Т.е. сбить с толку вас может любой.
4. Как выглядит медитативный мастер. Очень просто: он не способен нанести вред руками, он не способен нанести вред ногами, и даже если у него холодное оружие в руках, и он вас им режет, и даже делает им захваты и броски (вместо руки) – он не наносит никакого ущерба, никакого вреда.
5. А теперь вы ответьте сами: он похож на мастера, у которого претворены десять заповедей первых двух ступеней Раджа-йоги? Объясняю нашему читателю: он не заучивает их и не преподает их – он просто реально есть эти заповеди.
6. Что вас еще будет сбивать с столку. Такой человек – человек не нашей культуры, не нашей традиции. А тот образ мастера, который насадила в массах «киношка» – так это их комиксы и фэнтези, а не наши. А теперь представьте себе: мастер ведет себя не как в «киношке», а как нормальный человек, и не так, как мы представляем себе святого в нашей традиции. Мы мастера просто не узнАем.
[ИСтХ 1:190–206]
<< к предыдущей части [ … ] к следующей части >>
©Мастер ХОРА, 2010
«Мастер ХОРА об истории становления ХОРА»
#мастер_хора #дисциплина #раджа_йога #яма #нияма #святой #культура #традиция #узнавание #единоборства #воин #чистота #правдивость #мастер #ненанесение_вреда #ненанесение_ущерба #претворение #практика_хора