В нашем рассказе про катера красной Азовской флотилии "мелькнул" катер по имени "Безупречный" с удивительной судьбой. Он был списан только накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. Он входил в то же подразделение, что и "гринпорты", но это не "американец", это "норвежец". Как так, откуда у нас норвежские катера?
Ну, если говорить объективно, то они не совсем норвежские. Норвежскими у них были только корпуса. Но, обо всем по порядку. Идея закупки катеров у Норвегии датируется примерно тем же периодом, что и закупка американских "гринпортов", это весна 1915 года.
Поначалу хотели закупить несколько разнотипных катеров у частных компаний, но, потом от этой мысли отказались, т.к. разнотипность на флоте... не приветствуется. 191 апреля 1915 года в Норвегию были направлены представители: капитан инженер Волков и Б. Четверухин. В ряде статей он указан "подполковником". Ну, не совсем так. "Подполковником" он стал позже.
Четверухин Борис Михайлович (17.03.1880-02.04.1967 Стокгольм) Воспитывался в Морском кадетском корпусе, во время учебного 1901/02 г. переведен во флот юнкером, по экзамену 08.07.1902 произведен в мичманы. В кампанию 1903 г. плавал на броненосце береговой обороны «He тронь меня» (и. д. ревизора, вр. и. д. старшего штурмана). В 1903 г. поступил в Артиллерийский офицерский класс, однако 16.02.1904 отчислен «по неуспешности в науках». И. д. ревизора эскадренного броненосца «Император Николай 1» (20.04.1904-15.05.1905), в ходе Цусимского сражения вместе с кораблем попал в японский плен. Был прикомандировывался к Главному гидрографическому управлению, в летний исполнял обязанности помощника начальника гидрографической экспедиции Балтийского моря (с 14.01.1908). 04.02.1913 был зачислен в Корпус гидрографов с переименованием из лейтенантов в штабс-капитаны. С 19.08.1914 командовал тральщиком «Комета», с конца 1914 г. являлся начальником 3-го отделения 1-й морской партии траления. 6 декабря 1915 года за отличие переведен в подполковники. Секретным высочайшим приказом № 1603 от 11.07.1916 ему было дано «секретное поручение», а 20.12.1916 он был переведен во флот с переименованием из подполковников в капитаны 2 ранга (старшинство с 30.07.1916).
Ладно, это придирки, эти детали не суть важны, ибо заказ нашли не командированные представители, а... посредники.
Торговый дом "Ганс Смит" (занимавшийся поставками из-за рубежа различных материалов), 27 мая 1915 года сообщил через своего представителя, что одна норвежская компания заинтересована в контракте. Живший в Петербурге господин Н.Классен-Смит был судовладельцем шведского происхождения и одновременно консулом нескольких стран, (в том числе Норвегии и Швеции).
"Одной фирмой" оказалась 1916, A/S Maritime Motorbaat-Byggeri & motorverkstaed, Христиания (Осло), Норвегия, которая предложила катера по своим характеристикам очень близкие к требованиям (и к характеристикам американских катеров "гринпорт", но "норвежцы" были чуть больше). Длина 16,72 метров, ширина 3,35 м, осадка 1,3 метра.
Длина немного меньше, чем у "гринпортов", ширина и осадка чуть больше, по логике, водоизмещение должно быть около 16 тонн. Корпус как и у американцев деревянный. Скорость катеров меньше, чем у "гринпортов" (21 узел). Три двигателя, три винта.
С двигателями тоже все интересно. На них стояли те же двигатели "Sterling", что и на второй серии "гринпортов". Но есть нюанс: на "гринпортах" движки указывались, как 200-сильные, здесь же почему-то давалась меньшая мощность. Пришлось разбираться.
Нет худа без добра: нашелся каталог "лодочного" отделения автомобильной фирмы Sterling Engine Company под названием Sterling Marine Engines Buffalo NY
Мощность двигателя по каталогу 150-180 "лошадей" (в зависимости от оборотов), цена каждого 3 тысячи "убитых енотов", вес 660 кг. Таким образом, цена трех двигателей 9 тысяч долларов, или около 18 тысяч рублей. Важно ли это?
Важно. Цена норвежского катера вместе с услугами посредника составила 140 тысяч рублей (вдвое дороже "гринпортов" и в четыре раза дороже "золотовских" катеров). После долгих торгов удалось "сбить" цену до 135 тысяч (целых 5 тыс. выторговали). Самое интересное, что "норвежская" цена была 135 тысяч, но не рублей, а крон. По курсу вдвое меньше, все остальное шло на доставку и оплату услуг посредника.
Контракт был заключен 22 октября 1915 года, со сроком поставки в Архангельск 26 февраля 1916 года. Предоплата была осуществлена в сумме 810 240 рублей (т.е. за все 6 катеров). Параллельно, еще до получения первых катеров, был выдан заказ (№10930 от 31 декабря 1915 года) еще на 12 единиц несколько измененной конструкции.
В марте 1916 года закончились все контрактные сроки сдачи катеров 1й серии, и для их приемки в Норвегию был направлен штабс капитан А. Я. Грауэн. В результате инспекции 15 марта 1916 года выяснилось, что из шести катеров четыре были спущены на воду, а два находились еще на стапеле. При
этом моторы были установлены только на одном катере, 16 моторов находились еще в США. 16 марта при ходовых испытаниях произошел взрыв и пожар на единственном готовом катере. Кроме того, в результате кренования выяснилось, что катера перегружены на целых 4 тонны: 20 тонн вместо 16, (а теперь расскажите, что только у русских идет вечный перевес). Окончательно готовы 6 катеров были только в июле.
Испытания катеров 1-й серии (зав. № 143, 144, 145, 146 ,147, 148) продолжались до 22 августа 1916 г. Пять катеров показали скорость на 0,5 узла выше контрактной, один катер недобрал один узел. Акты по пяти катерам были закрыты на 125 тысяч крон (с учетом штрафа за перевес), один на 100 тысяч (штраф за недобор скорости).
25 августа на лихтере "Camilla" ушли первые три катера, остальные прибыли в Архангельск в октябре 1916 года. После вооружения вошли в сформированный 16.12.1916 г. дивизион сторожевых катеров Отряда судов обороны Кольского залива ФСЛО. Катера получили номера №№ СК-1 - СК-6.
21 июня 1917 года дивизион потерял первый катер (№2) от взрыва и пожара на борту (курить в машинном отделении вредно). Инцидент произошел у Малой Волоковой. Поврежденный катер был разобран на запчасти. Катера были отведены из Кольского залива.
В августе 1917 г. дивизион был расформирован, а катера сданы на хранение. Четыре катера к октябрю 1917 г. увели на ремонт в Архангельск. 23.03.1918 г. приказом №267 по ФСЛО эти катера были сданы Гидрографической экспедиции Белого моря как мотокатера № 1-4. Один катер был выведен из эксплуатации из-за износа двигателей, и разобран.
К маю 1918 г. четыре катера находились в подчинении Чрезвычайной комиссии по разгрузке Архангельского порта как разъездные со снятым вооружением и 02.08.1918 г. были взяты белоповстанцами.
К началу 1919 г. находились в составе белогвардейского ФСЛО с новыми именами. Затем, еще один из катеров (№5) погиб от пожара и взрыва в машинном отделении. Он был посажен на мель у о Мосеева в Архангельске и разобран на запчасти.
Сторожевой катер "Вихрь" (№4) к 09.08.1919 г. состоял в отряде вооруженных катеров белой Северо-Двинской флотилии в Архангельске как вооруженный катер. Второй катер отправился на Онежское озеро. Третий катер где-то теряется, и судьба его не прослеживается. По воспоминаниям, он был (вроде бы как) затоплен англичанами при уходе.
Дальше идет очень "мутная" история с названиями и судьбами катеров. Традиционно, в публикациях говорится о том, что "Безупречный", действовавший на Онежском озере в составе белой флотилии был доставлен в Мурманск, и там был захвачен восставшими и передан красным частям. Второй катер вроде бы как перешел в руки красных частей в Архангельске. Вопросов нет, может быть.
По катеру "Вихрь" есть такая информация:
С 31.03.1919 г. состоял в Морском отряде БВФ, с 24.04.1919 г. - в МССМ. К началу мая 1920 г. катер находился в Мурманском дивизионе морских истребителей. 09.05.1920 г. был переименован, и получил новое название - М 8. 28.06. Приказом Начальника МССМ №617 включен в 3 ранг. К началу сентября 1920 г. уже с новым названием - МИ 8 - перешел в Архангельск.
08.10.1920 г. катер был увезен по железной дороге и 21.10.1920 г. прибыв в Мариуполь вошел в дивизион истребителей Азовской Веонной Флотилии. В боях не учавствовал. К вечеру 27.10.1920 г. перед взятием белыми Мариуполя, с другими судами ушел в Таганрог. 11.11.1920 г . по железной дороге вместе с 12 истребителями перевезен в Мариуполь. С середины ноября 1920 г. именовался как "Безупречный".
По катеру "Безупречный" ставший М-5 (МИ-5) в статьях дается информация, что он был исключен из состава флота 7 июня 1922 года и разобран на дрова. Возможно, все же идет путаница, и катер как был "Безупречный", так с этим именем и ушел на Азовское море.
В общем, так или иначе, 23.11.1920 г. один из этих катеров был сдан МСЧМ и увезен по железной дороге в Севастополь. После доставки катер встал на ремонт.
С 07.06.1921 г. числился в Дивизионе сторожевых катеров МСЧМ. К сентябрю 1921 г. окончил ремонт и находился в строю 03.09.1926 г. был переименован и получил новое название - СКА №4. Участвовал в маневрах у Севастополя в конце 20-х - нач.30-х гг. ХХ века С 11.01.1935 г. в составе Черноморского флота.
17.01.1940 г. катер был сдан в ОФИ на слом и вскоре разобран.
С 31.03.1919 г. катер состоял в Морском отряде БВФ, с 24.04.1919 г. МССМ. К началу мая 1920 г. катер находился в Мурманском дивизионе морских истребителей. 09.05.1920 г. был переименован, и получил новое название - М 8. 28.06. Приказом Начальника МССМ №617 включен в 3 ранг. К началу сентября 1920 г. уже с новым названием - МИ 8 - перешел в Архангельск.
08.10.1920 г. катер был увезен по железной дороге и 21.10.1920 г. прибыв в Мариуполь вошел в дивизион истребителей Азовской Веонной Флотилии. В боях не учавствовал. К вечеру 27.10.1920 г. перед взятием белыми Мариуполя, с другими судами ушел в Таганрог. 11.11.1920 г . по железной дороге вместе с 12 истребителями перевезен в Мариуполь. С середины ноября 1920 г. именовался как "Безупречный". 23.11.1920 г. катер был сдан МСЧМ и увезен по железной дороге в Севастополь - не вооружен и стал в капитальный ремонт. С 07.06.1921 г. числился в Дивизионе сторожевых катеров МСЧМ. К сентябрю 1921 г. окончил ремонт и находился в строю
03.09.1926 г. был переименован и получил новое название - СКА №4. Участвовал в маневрах у Севастополя в конце 20-х - нач.30-х гг. ХХ века С 11.01.1935 г. в составе Черноморского флота.
17.01.1940 г. катер был сдан в ОФИ на слом и вскоре разобран
Второй катер действовал на Онежском озере