Вместе с Музеем современной истории России рассказываем о двух, возможно, главных кораблях России в XX веке — крейсере «Аврора» и атомоходе «Ленин».
В первой половине ХХ века главной проблемой в освоении Арктики была недоступность Северного морского пути (СМП) на протяжении девяти месяцев в году. Это ограничивало развитие огромных территорий, прилегающих к Северному Ледовитому океану и к берегам сибирских рек, — сегодня это территории Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края и Республики Якутия. Но пока мощности двигателей, запасов топлива и прочности корпусов дизель-электрических ледоколов не хватало на прохождение всего ледового маршрута.
Решить эту задачу удалось во многом благодаря опыту, накопленному при создании первого в СССР ядерного реактора (1946) советскими физиками-атомщиками и инженерами под руководством Игоря Васильевича Курчатова. Преимущества такого устройства в качестве энергетической установки могли обеспечить почти неограниченную дальность хода и большую мощность корабля. А значит, большую грузоподъёмность груза и способность работать в экстремальных условиях.
Поэтому, чтобы сделать навигацию судов по СМП непрерывной, было решено построить первый в мире ледокол с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Новый ледокол должен был также осуществлять безопасную доставку и эвакуацию дрейфующих полярных станций. Главным конструктором судна стал Василий Иванович Неганов, который с 1934 года участвовал в проектировании ледоколов с дизель-электрической силовой установкой.
Отдельно велась разработка проекта атомной паропроизводящей установки. Её главным конструктором был утверждён Игорь Иванович Африкантов. Научное руководство проектом атомного ледокола осуществлял академик Анатолий Петрович Александров, а проектом ЯЭУ руководил академик Игорь Васильевич Курчатов, позднее — тоже А. П. Александров.
5 декабря 1957 года первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой было спущено на воду. Оно обладало техническими характеристиками, существенно превосходящими его ледокольных собратьев того времени: при длине 124 м и ширине 27,6 м судно с мощностью 44 000 л. с. и водоизмещением 16 000 т могло преодолевать арктические льды толщиной до 1,7 м. Для сравнения — ледокол «Капитан Белоусов», спущенный на воду в 1953 году, имел мощность 10 500 л. с. и преодолевал лёд толщиной до 1,1 м.
В период эксплуатации атомный ледокол «Ленин» неоднократно модернизировался. Например, когда в ходе эксплуатации обнаружились конструктивные недостатки атомной паропроизводящей установки, было принято решение заменить её на установку другого типа. Демонтировать предстояло 3700 тонн: при выгрузке по частям могла быть нарушена герметичность всей ЯЭУ и персонал «Ленина» подвергся бы радиационному облучению.
Тогда была проведена уникальная инженерная операция. Водолазы за двое суток проделали в днище ледокола под реакторами разрез периметром 60 м и установили морские противокорабельные боеприпасы. После их подрыва реакторная установка под действием силы тяжести была сброшена в заливе Цивольки (Новая Земля). Затем ледокол отбуксировали в Мурманск для восстановления днища. 21 июня 1970 года, после завершения всех ремонтных работ, ледокол вновь отправился в плавание.
В течение всех своих 26 навигаций в Арктике «Ленин» осуществил проводку 3741 судна, прошёл 654 400 морских миль, из них 560 600 — во льдах, что по расстоянию сопоставимо с 30 кругосветными плаваниями по экватору. Отметим лишь некоторые впечатляющие достижения из «портфолио» ледокола «Ленин».
- 17 октября 1961 года — ледокол безопасно высадил на льдину в Чукотском море экспедицию полярной станции «Северный полюс-10». На обратном пути в Мурманск «Ленин» расставил вдоль кромки льдов дрейфующие автоматические радиометеорологические станции. Как следствие, знания о Северном Ледовитом океане и о климате Арктики были существенно расширены.
- 26 мая — 22 июня 1971 года — «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Владивосток» прошли из Мурманска в дальневосточный порт Певек, совершив первый сверхранний высокоширотный сквозной рейс по СМП. Тем самым было положено начало транзитным перевозкам грузов по всей трассе СМП.
Атомный ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации в 1989 году. Ещё несколько лет на корабле проводились испытания и исследования корпуса реактора и другого оборудования с целью выявления их предельных ресурсных возможностей. В кризисные 90-е годы атомоход мог быть сдан на металлолом, но его спасла широкая общественная кампания, а в 2000 году был создан Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», который продолжает активно работать и сейчас.
В октябре 2018 года ледоколу «Ленин» был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения РФ, хотя уже с 2009 года на корабле открыт выставочный центр. Внутреннее убранство, многие механизмы и мебель хорошо сохранились, поэтому посетители могут увидеть практически в первозданном виде кают-компанию, носовое турбогенераторное отделение, центр управления ЯЭУ, медсанчасть, типовую каюту, радио- и штурманскую рубки и другие помещения. Видеоэкскурсию по ледоколу можно посмотреть по ссылке.