Найти тему
Мастер Творцов

Ромейн Брукс – «Перекрёсток» (1911 год)

Ромейн Брукс – «Перекрёсток»
Ромейн Брукс – «Перекрёсток»

Полностью обнажённая женщина, лежащая на спине, с расслабленными и вытянутыми по бокам руками и ногами, с длинными чёрными волосами, развевающимися прямо за её спиной, как кажется, плывёт в тёмной пустоте через верхнюю половину картины «Перекрёсток». Фигура словно покоится на крыле или на нежном облаке, и остаётся неясным, жива ли она или уже мертва. Она «переходит» в загробную жизнь? Здесь присутствует сильнейшее ощущение экспрессионисткой драмы, и на ум сразу же приходят труды Эдварда Мунка (годы жизни 1863-1944), а также метафизическое воображение художника и поэта Уильяма Блейка (годы жизни 1757-1827).

Модель – тогдашняя возлюбленная Ромейн Брукс (годы жизни 1874-1970) – Ида Львовна Рубинштейн (годы жизни 1883-1960) – была отличной танцовщицей. Отсутствие домашней обстановки для обнажённой натуры и то, как она, кажется, сказочно плывёт по холсту, вынуждает зрителя прямо и без каких-либо извинений противостоять как женской сексуальности в целом, так и, в более личном плане, любви двух лесбиянок, которую сама художница к этой теме испытывала постоянно. Как объясняет писатель Джо Луккези:

«Брукс обостряет, усиливает и консолидирует символистскую иконографию женской сексуальности».

Однако интересно отметить, что, когда Брукс выставила сию картину на всеобщее обозрение, она назвала её не по названию, а другим именем – «Мёртвая Женщина». При этом она, как кажется, оправдывает первую интуитивную интерпретацию произведения, согласно которой женщина умерла и что, в свою очередь, художница никак не позволяет зрителю взаимодействовать с телом покойной как-то сексуально.

Брукс заявляет о своих привилегированных отношениях с Рубинштейн (сексуально обворожительной парижской танцовщицей родом из Харькова (Украина), которая обычно выступала и показывала в номерах только те части своего тела, которые хотела) как о чём-то, в чём другим постоянно отказывают, как о чём-то особенном, чего никто другой так никогда и не сможет увидеть. По мнению всё того же Луккези:

«Эта картина намекает всем нам на момент, когда идентичность полностью уступает место невидимому, а подобное происходит лишь при переходе от жизни к смерти. Это напряжение также предполагает, что даже когда физическое тело Рубинштейн становится полностью доступным глазу зрителя, его внутренняя идентичность, которую оно содержит в себе, полностью так никогда и не будет раскрыта».

Ромейн Брукс ещё раз успешно утверждает, что женщина – это нечто большее, чем просто её сексуальность, и что глубина её души (даже если она должна быть мёртвой для того, чтобы другие, наконец, сумели её заметить) всегда преобладает над всем остальным.

  • Художник – Ромейн Брукс
  • Название – «Перекрёсток»
  • Год создания – 1911
  • Размеры – 115,2 х 191,4 сантиметра
  • Материал – Масло на холсте
  • Место нахождения – Смитсоновский Музей Американского Искусства (Вашингтон, округ Колумбия, США)