Найти тему
Гарвекс Медиа

Рынок сетевых АЗС в России: кто и где верховодит?

Оглавление
Учитывая обстановку на международной арене, топливная ситуация в стране может измениться в любой момент. Сегодня зафиксируем лидеров-сетевиков АЗС России и постараемся понять причины их регионального деления, а также уровень изношенности оборудования, на котором они оказывают услуги населению.

Сетевые мастодонты

Сразу предупредим: это не рейтинг и не реклама, а небольшой обзор лидеров рынка — выделили только ключевых игроков. Небольшие самостоятельные (независимые) АЗС закупают топливо у тех же лидеров: да, они влияют на текущую рыночную ситуацию, но ровно настолько, насколько им позволяют основные сети.

Больше новостей в нашем телеграм-канале📩

Роснефть: российская нефтегазовая компания, основанная в 1991 году. На её долю приходится 6% в мировой добыче и 40% в добыче нефти в России, а также около 3 000 собственных АЗС. Надо отметить, что Роснефть может доставить топливо собственными бензовозами (1100 единиц), включая 80 мобильных лабораторий для отслеживания качества перевозимой продукции. Также имеется более 160 нефтебаз для её хранения. Так что Роснефть действительно серьёзный игрок на рынке АЗС, и неудивительно, если станет лидером в этой отрасли: хотя бы потому, что имеет самую большую географию распространения своих станций — это почти 70 регионов РФ. Кстати, заправки BP (British Petroleum) принадлежат Роснефти.

АЗС Роснефти нового формата рядом с Лахта-центром (Санкт-Петербург). Фото из интернета
АЗС Роснефти нового формата рядом с Лахта-центром (Санкт-Петербург). Фото из интернета

Лукойл: в представлении не нуждается, так как уже 30 лет является одной из крупнейших российских нефтяных компаний и поставляет свою продукцию в более чем 100 стран. Поговаривают, что в её распоряжении находится примерно 1% мировых запасов углеводородов и 2% всей добываемой нефти, а также более 2300 заправочных станций в центральной, северо-западной и южной частях России, в Северо-Кавказском регионе, Приволжье, на Урале и в Сибири. Кстати, в своё время именно Лукойл приобрел Shell и Teboil (ранее финский бренд).

Газпром нефть: с точки зрения АЗС, наверное, самая технологичная сеть, потому что первая массово внедрила формат интерактивных автозаправочных станций с единым центром поддержки, который в последнее время стал, скорее, нормой, чем технологическим новшеством. Удобные мониторы на станциях и собственные бензовозы с GPS-трекерами для контроля водителей и качества топлива на всём пути перевозки. В феврале компания отчиталась о том, что в 2023 году открыла 49 новых автозаправочных станций, а общее число АЗС под брендом компании в России достигло 1,5 тысяч. Газпром нефть расширила и географию деятельности розничной сети — до 50 российских регионов: новым субъектом стала Саратовская область. Кстати, московские сети АЗС «Трасса», «Нефтьмагистраль» и «ЕКА» закупают топливо именно у Газпром нефти и, скорее всего, в АО «Газпромнефть-Московский НПЗ».

Татнефть: на 1 января 2024 года насчитывает 1 552 АЗС в Российской Федерации, Турции, Беларуси и Узбекистане. Напомним, что прошлой весной в марте Татнефть купила сеть Aytemiz (примерно 570 заправок в Турции) за $320 млн. Но основной розничный бизнес Татнефти всё же в России, в основном в Татарстане и московском регионе.

АЗС Татнефти. Фото из интернета
АЗС Татнефти. Фото из интернета

Башнефть: 540 заправочных станций, расположенных в 14 регионах России.

Ирбис: ООО «АЗС-Ирбис» было зарегистрировано в марте 2015 года в Казани. Сейчас это уже заметная сеть, охватившая 10 регионов. Кстати, ввиду большой конкуренции с лидерами рынка, у сети хорошая активность в соцсетях с конкурсами и призами.

Пиар во имя лидерства или честная победа?

В процессе подготовки статьи при просмотре рейтингов АЗС натолкнулись на массу сообщений, включая крупные СМИ, суть которых в следующем: «20 декабря 2023 года в Москве на ВДНХ подведены итоги первого Всероссийского конкурса «АЗС России». В номинации «Сеть АЗС года» лучшим признали ПАО «Лукойл». Победа присуждена по итогам двухступенчатого голосования: онлайн-опрос пользователей и рассмотрение проектов экспертным сообществом. Лукойл получил наибольшее количество голосов, обогнав других участников. Всего на конкурс подано 46 заявок, в народном голосовании отдано более 5,7 тысяч голосов, заявки оценивали 15 экспертов.

При детальном рассмотрении этой премии закралось какое-то подозрение, что конкурс организовывался с единственной целью — победы заявленного лидера. Есть несколько оснований: во-первых, сейчас за открытие парковки на районе больше людей голосует; а во-вторых, на сайте и вообще в интернете нет хотя бы списка остальных участников. Лукойл, конечно, серьёзная компания, но как мы рассказали выше — не единственная...

-3

Кто какие регионы опутал сетями

Повсеместное присутствие одного крупного игрока в том или ином федеральном округе или регионе обусловлено следующими причинами:

Географическое положение добычи нефти и/или расположение компаний: изначально это облегчало транспортировку топлива и логистику и позволяло эффективно управлять своими АЗС в рамках одного региона, снижая затраты на доставку и хранение.

Рыночная доля: крупные компании стремятся занять доминирующее положение в тех регионах, где начинался бизнес и уже дальше захватывать другие области.

Инвестиции и развитие: в первую очередь, инвестируют в соседние регионы с большой плотностью населения и развитой инфраструктурой.

Поглощение независимых АЗС неоднородно: например, на Западе, есть опыт покупки АЗС сетевыми магазинами, то у нас эта тенденция не получила развития, и каждая сеть АЗС решает эту задачу по-своему.

Впрочем, есть регионы, в которые сетевые АЗС заходят неохотно или вовсе игнорируют их. Отсутствие сетевых заправок на Дальнем Востоке можно объяснить удалённостью региона от центральной России, где сосредоточены основные усилия бизнеса, а неполное покрытие в Сибири — точечным скоплением городов.

На Северном Кавказе, как всегда, свои причины. В Чечне только буквально пару лет назад Роснефть развернула свои АЗС, за работой которых пристально наблюдают другие сетевики.

Но кто бы мог подумать, что в нашей стране есть республика (Дагестан), где нет ни одной сетевой заправки. Вместо этого — куча созвучных подделок известных брендов и местных АЗС с локальными, ничего не говорящими, названиями. Луккойл, Югойл, Росснефть и Росьнефть, а также Гаспромнефть. Что-то до боли знакомое, правда?..

Местные рассказывают, что несколько лет назад никто не стеснялся использовать известные названия Лукойл и Роснефть без каких-либо разрешений. Но власти провели рейд и повыписывали крупные штрафы, что побудило всех владельцев АЗС отказаться от пиратства.

Ремонт н-надо?

Количество автозаправочных и автомобильных газозаправочных станций в России исчисляется примерно 30 000. Новые АЗС открываются каждый квартал, если не сотнями, то десятками точно. Полным ходом идёт и модернизация старых АЗС. Введение современных АЗС (с учётом модернизированных) — это не более 1%.

Современные автозаправки уже давно вышли за рамки точек продажи топлива для машин. Теперь это современные локации, где посетитель может воспользоваться широким спектром услуг: от обеда в кафе до покупки продуктов или автомойки. Поэтому своевременная реконструкция АЗС — дело стратегическое.

Когда приходит время для тотального обновления заправки?

  • когда технологическое оборудование и металлические конструкции стали нерентабельными и устарели;
  • если компания задумала ребрендинг;
  • при расширение сервиса с добавлением различных услуг.

Работы по реконструкции АЗС включают многообразие мероприятий, например:

  • ремонт, модернизация или полная замена топливораздаточных колонок;
  • работы по функциональной оптимизации предприятия;
  • очистка и реставрация резервуаров для хранения топлива;
  • монтаж системы трубопровода;
  • установка инновационной техники на ёмкости для хранения топлива;
  • монтаж новых фильтров, резервуаров электронной модификации;
  • улучшение внешнего и внутреннего оформления здания;
  • обустройство новых точек обслуживания: от кафе и автомойки до локаций самообслуживания.

Модернизация АЗС реально способна дать толчок к развитию бизнеса. Внешний облик формирует определенное представление о заведении: потрёпанная автозаправочная станция отталкивает водителей. Потенциальные клиенты предпочтут модернизированную и по-современному комфортную АЗС с ярким дизайном и внушительным набором услуг. Наличие такой станции по близости обязательно «уведёт» клиента от «видавшей виды» заправки.

-5

К чему были последние рассуждения о модернизации? Дело в том, что мы собираем сведения о состоянии оборудования на ключевых сетевых АЗС в России. Если Вы заметили заправку, давно не видевшую ремонта — присылайте фото или адрес (или и то, и то) нам на почту media@garveks.ru. Будем благодарны🙏