Корни необычного и весьма вызывающего дизайна Герцогини в обоих играх про Алису можно обнаружить во фламандском искусстве 16 века. Почему художники игры решили обратиться именно к этому образу и какое он имеет отношение к "Алисе в стране чудес", давайте разбираться.
Картина "Уродливая герцогиня" была написана около 1513 года фламандским художником Квентином Массейса. На ней изображена, мягко говоря, не привлекательная пожилая женщина в модном наряде, который носили молоденькие девушки середины 15 века. Особенно невпопад смотрится открытое декольте, которое явно в таком возрасте уже нужно скрывать, а не наоборот открыто демонстрировать. Создавая эту картину, Массейс открыто иронизирует над пожилыми дамами, которые, видимо, не смирились со своим возрастом или в надежде найти жениха щеголяют в нарядах не по возрасту.
Но не только это бросается в глаза, а скорее сам внешний вид героини. Есть версия, что художник изобразил женщину, страдавшую болезнью Педжета, при которой кости деформируются и увеличиваются в размерах. Чуть позже в живописи станет популярным изображение портретов калек и людей с разными несовершенствами, только вот не в такой карикатурной форме, как у Массейса, а скорее с состраданием. Помимо прочего предполагают, что художник мог изобразить Маргариту Тирольскую — последнюю правительницу независимого Тирольского графства. Но никаких сведений на данный момент о том, как она выглядела, нет, поэтому эту версию никак не подтвердить.
Как же связана самая популярная картина Квентина Массейса со сказкой "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла?
Дело в том, что первый иллюстратор "Алисы в стране чудес" Джон Тенниел в качестве модели для Герцогини, которая появляется в 6 главе «Поросёнок и перец», взял женщину с картины Массейса. Таким образом за этим персонажем закрепился вот такой вот внешний вид уродливой пожилой женщины, хотя в тексте Льюис Кэрролл подобного описания данному персонажу не даёт.
Несмотря на то, что самому Кэрроллу иллюстрации Тенниела совсем не понравились, именно они стали образцовыми для всей последующей истории иллюстрирования "Алисы в стране чудес". Так, например, Тенниел создал каноничный образ Белого Кролика в клетчатом пиджаке, жилете и рубашке с галстуком-бабочкой. Таким же стал и образ Герцогини, некоторые из последующих иллюстраторов напрямую следовали прототипу Тенниела. Но не все. Так, у Гертруды Кей и Роберта Ингпена Герцогиня изображена как добродушная пожилая дама, такой же она представлена и в советском мультфильме 1981 года.
И как же хорошо именно образ Тенниела вписался в гротескный, мрачный и психоделичный мир игр по Алисе. Такой дизайн и нужен был - отталкивающий, ненормальный, как и всё вокруг в Стране Чудес.
В первой части - American McGee's Alice - Герцогиня выступает в роли отрицательного персонажа и одного из боссов игры.
Во второй части - Alice: Madness Returns - когда Алисе снова приходится вернуться в Страну Чудес, Герцогиня меняется в положительную сторону и наоборот помогает Алисе, подарив в качестве оружия свою Перцемолку. Её внешний облик, в отличие от характера, сильно не поменялся, хотя она слегка и поправилась, видимо, это пагубное влияние свиной диеты. Ну а если без шуток, то во второй части дизайн Герцогини решили максимально приблизить к картине Квентина Массейса. Фасон и цвет платья стали полностью соответствовать картине, и, главное, появилось открытое декольте, чего не было ни в первой части, ни в иллюстрациях Джона Тенниела.
Вот так вот интересно получилось, идеальный дизайн персонажа был придуман за 500 лет до игры. Если вы создаёте свою игру, то не забывайте копаться в истории искусства, это весьма полезно.
Автор: Ирина Шедько - искусствовед, музеевед, сотрудник Музея игрового опыта и культурной значимости видеоигр Паттерн Игрока.