Найти в Дзене

"Уродливая герцогиня" Квентина Массейса как концепт-арт

Корни необычного и весьма вызывающего дизайна Герцогини в обоих играх про Алису можно обнаружить во фламандском искусстве 16 века. Почему художники игры решили обратиться именно к этому образу и какое он имеет отношение к "Алисе в стране чудес", давайте разбираться.

Картина "Уродливая герцогиня" была написана около 1513 года фламандским художником Квентином Массейса. На ней изображена, мягко говоря, не привлекательная пожилая женщина в модном наряде, который носили молоденькие девушки середины 15 века. Особенно невпопад смотрится открытое декольте, которое явно в таком возрасте уже нужно скрывать, а не наоборот открыто демонстрировать. Создавая эту картину, Массейс открыто иронизирует над пожилыми дамами, которые, видимо, не смирились со своим возрастом или в надежде найти жениха щеголяют в нарядах не по возрасту.
Но не только это бросается в глаза, а скорее сам внешний вид героини. Есть версия, что художник изобразил женщину, страдавшую болезнью Педжета, при которой кости деформируются и увеличиваются в размерах. Чуть позже в живописи станет популярным изображение портретов калек и людей с разными несовершенствами, только вот не в такой карикатурной форме, как у Массейса, а скорее с состраданием. Помимо прочего предполагают, что художник мог изобразить Маргариту Тирольскую — последнюю правительницу независимого Тирольского графства. Но никаких сведений на данный момент о том, как она выглядела, нет, поэтому эту версию никак не подтвердить.

Квентин Массейс Уродливая герцогиня. ок. 1513
Квентин Массейс Уродливая герцогиня. ок. 1513

Как же связана самая популярная картина Квентина Массейса со сказкой "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла?

Дело в том, что
первый иллюстратор "Алисы в стране чудес" Джон Тенниел в качестве модели для Герцогини, которая появляется в 6 главе «Поросёнок и перец», взял женщину с картины Массейса. Таким образом за этим персонажем закрепился вот такой вот внешний вид уродливой пожилой женщины, хотя в тексте Льюис Кэрролл подобного описания данному персонажу не даёт.

Несмотря на то, что самому Кэрроллу иллюстрации Тенниела совсем не понравились, именно они стали образцовыми для всей последующей истории иллюстрирования "Алисы в стране чудес". Так, например, Тенниел создал каноничный образ Белого Кролика в клетчатом пиджаке, жилете и рубашке с галстуком-бабочкой. Таким же стал и образ Герцогини, некоторые из последующих иллюстраторов напрямую следовали прототипу Тенниела. Но не все. Так, у Гертруды Кей и Роберта Ингпена Герцогиня изображена как добродушная пожилая дама, такой же она представлена и в советском мультфильме 1981 года.

И как же хорошо именно образ Тенниела вписался в гротескный, мрачный и психоделичный мир игр по Алисе. Такой дизайн и нужен был - отталкивающий, ненормальный, как и всё вокруг в Стране Чудес.
В первой части - American McGee's Alice - Герцогиня выступает в роли отрицательного персонажа и одного из боссов игры.

Герцогиня в American McGee's Alice
Герцогиня в American McGee's Alice

Во второй части - Alice: Madness Returns - когда Алисе снова приходится вернуться в Страну Чудес, Герцогиня меняется в положительную сторону и наоборот помогает Алисе, подарив в качестве оружия свою Перцемолку. Её внешний облик, в отличие от характера, сильно не поменялся, хотя она слегка и поправилась, видимо, это пагубное влияние свиной диеты. Ну а если без шуток, то во второй части дизайн Герцогини решили максимально приблизить к картине Квентина Массейса. Фасон и цвет платья стали полностью соответствовать картине, и, главное, появилось открытое декольте, чего не было ни в первой части, ни в иллюстрациях Джона Тенниела.

Герцогиня в Alice: Madness Returns
Герцогиня в Alice: Madness Returns

Вот так вот интересно получилось, идеальный дизайн персонажа был придуман за 500 лет до игры. Если вы создаёте свою игру, то не забывайте копаться в истории искусства, это весьма полезно.

Автор: Ирина Шедько - искусствовед, музеевед, сотрудник Музея игрового опыта и культурной значимости видеоигр Паттерн Игрока.