Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Самовар: «семейных сборов он всегда участник главный»

В декабре 1838 года литератор, поэт, друг Пушкина князь Петр Андреевич Вяземский навестил во Франкфурте-на-Майне гостеприимную семью дипломата и русского посланника при Германском союзе Петра Яковлевича Убри. Вяземский писал, что был рад найти «попавшись на чужбину, родных обычаев знакомую картину, домашнюю хлеб-соль, гостеприимный кров». И «любовался он с сознаньем и участье семейства милого согласием и счастьем». В гости он пришел к девяти вечера – в «час дружеских бесед у чайного стола». И говоря о том, что у хозяев «по-русски тепло и хлебосольно», Вяземский имел ввиду прежде всего чай, который «не жидкий как вода или напиток детский, но Русью веющий, но сочный, но густой», душистый и льющийся «янтарною струей». Да, к тому времени традиции русского чаепития были уже давними и прочными. Например, когда Вяземский уехал из Парижа во Франкфурт-на-Майне, один из друзей писал ему: «Я совсем осиротел без вас. Не с кем отвести душу и усладить изсохшую гортань русским чаем».

Петр Андреевич Вяземский. Литография первой половины XIX века. Из собрания Государственного Русского музея
Петр Андреевич Вяземский. Литография первой половины XIX века. Из собрания Государственного Русского музея

Но в гостях у семейства Убри Вяземский не обнаружил самовар. Так родилось одноименное стихотворение. Что же говорится в нем о самоваре?

«Прекрасно!.. Но один встречаю недостаток:

Нет, быта русского неполон отпечаток.

Где ж самовар родной, семейный наш очаг,

Семейный наш алтарь, ковчег домашних благ?

В нем льются и кипят всех наших дней преданья,

В нем русской старины живут воспоминанья;

Он уцелел один в обломках прежних лет,

И к внукам перешел неугасимый дед.

Он русский рококо, нестройный, неуклюжий,

Но внутренно хорош, хоть некрасив снаружи;

Он лучше держит жар, и под его шумок

Кипит и разговор, как прыткий кипяток.

Как много тайных глав романов ежедневных,

Животрепещущих романов, задушевных,

Которых в книгах нет – как сладко ни пиши!

Как много чистых снов девической души,

И нежных ссор любви, и примирений нежных,

И тихих радостей, и сладостно мятежных –

При пламени его украдкою зажглось

И с облаком паров незримо разнеслось!

Где только водятся домашние пенаты,

От золотых палат и до смиренной хаты,

Где медный самовар, наследство сироты,

Вдовы последний грош и роскошь нищеты, –

Повсюду на Руси святой и православной

Семейных сборов он всегда участник главный.

Нельзя родиться в свет, ни в брак вступить нельзя,

Ни «здравствуй!» ни «прощай!» не вымолвят друзья,

Чтоб, всех житейских дел конец или начало,

Кипучий самовар, домашний запевало,

Не подал голоса и не созвал семьи

К священнодействию заветной питии».

В конце стихотворения – просьба «конфорку бросить прочь и самовар завесть».

Прекрасной иллюстрацией к стихотворению может стать картина «Семейство за чайным столом» (варианты названия: «Семейная сцена», «Семейный портрет»), написанная спустя семь лет после стихотворения Вяземского. Автор жанрового полотна – Тимофей Егорович Мягков (1813-1865). Вольноотпущенник из государственных крестьян стал одним из первых выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сначала он совмещал учебу с росписями многочисленных храмов в Тамбовской и Рязанской губерниях, с заказными портретами провинциальных помещиков, священнослужителей, купцов. Потом пришли и московские заказы на работы в храмах, получилось обзавестись собственным домом. За картину «Семейство за чайным столом» Мягков получил от серебряную медаль «второго достоинства» (второй степени).

Тимофей Егорович Мягков, «Семейство за чайным столом», 1845 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Тимофей Егорович Мягков, «Семейство за чайным столом», 1845 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

На картине изображены три сестры Загряжские – Варвара Андреевна (1810-1870; в замужестве Беликова), Надежда Андреевна (?-1889), Софья Андреевна (?-?; в замужестве Чулкова). Софья стоит, Варвара держит заварочный чайник на самоваре, напротив Надежды сидит ее муж – надворный советник Алексей Дмитриевич Плечко (1862-1882). Но главный герой этой семейной сцены, конечно же, роскошный самовар, «домашний запевало», как писал Вяземский. Интересно рассмотреть также и изящную фарфоровую посуду: чайные пары, сахарницу с колотым сахаром, молочник.

В книге-альбоме Е.И. Ивановой «Русские самовары», изданной в 1971 году в Ленинграде, можно видеть похожий самовар «чашей гранный». Он был сделан из меди в 1840-х–1850-х годах в Тульской губернии, в мастерской Григория Ермилова.

Самовар работы Григория Ермилова из книги Е.И. Ивановой «Русские самовары». Отмечен как экспонат Государственного музея этнографии народов СССР – современного Российского этнографического музея
Самовар работы Григория Ермилова из книги Е.И. Ивановой «Русские самовары». Отмечен как экспонат Государственного музея этнографии народов СССР – современного Российского этнографического музея