12 февраля Стиву Хакетту исполнилось 74 года, и сейчас он, пожалуй, находится на пике своей творческой активности. С момента ухода из Genesis в 1977 году Хакетт записал и выпустил 30 сольных студийных альбомов. Добавьте сюда более 20 концертных альбомов и перед вами предстанет картина блестящей и содержательной сольной карьеры.
"Я всегда считаю, что не существует такого понятия, как сольный альбом. Это команда", - сказал мне Хакетт во время недавней беседы. - Почему я не указал в названии группу? Её название, к сожалению, сейчас не так известно, чем моё. Меня всегда отговаривали от этого, мол, это будет очень сложно продать. Короче, бизнес. Каким бы идеалистом я ни был, нужно соблюдать эту грань, экономику".
Его новый альбом The Circus And The Nightwhale - это феноменальный альбом, возможно, самый сильный и авантюрный. Эта концептуальная работа, основанная на персонаже Травала. Но альбом также и о самом Стиве Хакетте.
Всё начинается с песни "People Of The Smoke", которая представляет собой невероятный звуковой коллаж, задающий тон всему альбому. "У меня была идея передать 1950 год, только не водевильными красками того времени. Скорее, фрагментами и примерами того, как звучала BBC в то время, так что здесь есть немного рекламы Ovaltine, есть что-то из кинохроники Pathé, а следующий фрагмент - из британского детского шоу Listen With Mother. Там еще была знаменитая фраза: «Удобно уселись?». Длинная пауза. И тогда я начну. Покровительственный тон BBC. Я хотел вызвать в памяти, каково это - быть ребенком в то время. Когда я был ребенком и слушал это в школе, я понимал, что с нами разговаривают свысока. Нам не нужно было говорить: "Удобно уселись?". Мы тогда особо не бегали по улицам ".
Хакетт свои воспоминания превращает в невероятное вступление к альбому и всему повествованию. И все это он делает с помощью звука. "Но в этом есть и противоречие. Вот ребенок слышит это. Разумеется, дети не сидят спокойно, они подвижны. Он кричит – и его крик превращается в паровозный свисток. Поезд начинает заводится. В те времена все поезда были паровыми. Когда он набирает скорость, то превращается в струнный оркестр, исполняющий что-то вроде барокко, немного "Времена года" Вивальди с перезвоном Биг-Бена, и очень быстро становится рок-группой. Вступает гитарист, и мы отправляемся в оставшуюся часть тура, прокрутив в голове нечто, что звучит очень старомодно, очень ретро. Звучит так старо, что ты думаешь, будто это было не 74 года назад, а могло быть 200 лет назад. То есть настолько старо. Радио постоянно издавало треск. Слово "искажение" тогда еще не использовалось. Это был срез жизни того времени, срез того, каким был 1950 год. Он был загрязнен, Лондон сильно бомбили, я рос, играя на местах взрывов, на разрушенных улицах. Жизнь была совсем другой. Продукты питания были нормированы, вплоть до 1950-х годов. Загрязнения были жуткими, плюс мы росли возле электростанции Battersea, откуда шел дым. Это было самое большое здание в Европе, оно питало половину Лондона, но за это приходилось платить. Из гигантских дымовых труб валил дым. Сегодня их восстановили, потому что они несли в себе опасность. Но здание считается культовой достопримечательностью, а теперь можно подняться на лифте в одну из труб, прямо наверх. Я был там и смотрел на жилой квартал, расположенный напротив того места, где я вырос. Через реку, на другой берег. Конечно, это здание навсегда ассоциируется у Pink Floyd с летающими свиньями, но оно виднелось из окна моей спальни, начиная с 1953 года. Я смотрел на эту гигантскую штуковину, восхищался ею, был потрясен ею ".
При создании «The Circus And The Nightwhale» Хакетт вдохновлялся The Beatles. В частности «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band». И пусть альбому уже далеко за 50, он помог Хакетту в формировании своей работы.
"Я хотел передать атмосферу карнавала. Я думал о цирках, веселых ярмарках, карнавалах, обо всем том, что уходит корнями в водевиль. Задолго до рок-н-ролла, до изобретения Вурлитцера, существовали эти чудесные органы, которые играли сами по себе. Тут я должен возложить вину или отдать честь Битлз, во времена Sgt. Peppers. По мне очень убедительная работа, особенно мелодии Леннона «Mr. Kite», «Walrus»… Думается, мелодии Маккартни были более романтичными, документальными. Тут и «Eleonor Rigby», пожилая дама на исходе жизни. И "She's Leaving Home", эдакий аналог о молодой девушке, покидающей дом. По сути, это история моей матери. Она сбежала посреди ночи. Она до сих пор жива, моя дорогая, милая мама, и 9 марта ей исполнится 94 года.
Я рад, что в альбоме ощущается современность, но… знаете, тут всё на уровне инстинктов. Вы можете обсудить всё это с теми, с кем работаете. Моя жена, которая работает со мной, Роджер Кинг и я оттачивали его, а затем записывали людей вживую на концертах, как только появлялось свободное время".
Запись альбома также достаточно любопытна. В отличие от большинства альбомов, которые записываются в студиях, этот был записан во время гастролей группы. "Сразу после саундчеков, а также непосредственно перед началом концертов. Обычно есть 1-2 часа времени, поэтому мы использовали живые залы из-за их атмосферы и наличия времени. Время было дорого, если хотелось закончить все в течение двух лет. Такая была необходимость, поэтому мы решили пойти таким путем. И в итоге он получился ещё сильнее. Горжусь им".
"Я думаю, что это очень хороший способ записи, и я понимаю, что мог бы пойти дальше. Но чаще всего мне не хочется этого делать, потому что я понимаю, что ребята на сцене, весь твой день, ты убиваешь себя, чтобы успеть исполнить то, что указано в билете. Если в тот же день вы требуете от них быть творческими гениями, то это уже сродни «желанию крови и костей». Но в результате получается превосходный продукт".
Хакетт продолжает создавать интересную и изобретательную музыку. И, похоже, идеи у него не иссякают.
"Забавно, но я много путешествую, моя жена Джо, с которой мы вместе пишем, возила меня в места, которые музыканты не посещают. Мы только что вернулись из Зимбабве, увидели водопад Виктория. И с тех пор, как мы вернулись, я хочу описать это в музыке. Он такой мощный и загадочный. Мистичный. Дело не только в водопадах, но и в том, что делают брызги. Она снимала их на пленку. Все готово к тому, чтобы исполнить водный сюжет с пульсирующими арпеджио, нейлоновой гитарой и даже «тэппингом» от одной струны к другой. Мы использовали это в "The Circus And The Nightwhale" в последовательности "The Nightwhale". Я хотел добиться эффекта воды. В общем, я всегда нахожу вдохновение".
Aaron Badgley