Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Проблемиста / Проблемный / Проблемная (2023 г.) латиноамериканский гротеск от студии A24 с Тильдой Суинтон.

Кадр из фильма "Проблемиста".
Кадр из фильма "Проблемиста".

Живя в провинциальном Сальвадоре, имея странное мировосприятие, сложно стать своим хоть для кого-то, кроме собственной родительницы. Лишь она, имея такой же взгляд на окружающий мир, обнимет и обогреет лаской и пониманием. Даже когда Алехандро вырастает, а его мечту о работе в крупнейшей корпорации по производству игрушек не могут заглушить тропические ливни, мама остаётся с ним на связи, и ведёт, словно незримая нить, по такому простому, но искусственно запутанному лабиринту карьерного кубик-Рубика.

Латиноамериканское кино иногда производит впечатление. Там редко, и не то чтобы метко, снимают своеобразные фильмы, необычные и запоминающиеся. В данном случае выходец и Сальвадора, Хулио Торрес, автор сценария многих популярных комедийных шоу на ТВ США, собрался с духом предков и снял, наверное, полуавтобиографичное кино. Оно, не вылизанное до приторной тошноты авторское произведение, снято сквозь треснувшие линзы объектива, на которые к тому же наступили в сутолоке питчинга студии А24, разглядели и поверили невысокому латиносу с лицом подростка. В общем, не прогадали, кино получилось, новым автором, сотрудничающим с А24, стало больше.

Фильм рассказывает историю молодого человека, анабасис эмигранта по взятию высоты рынка труда в звёздно-полосатой. Сделано это в сатирическо-ироничной манере, когда подмеченные тонкости и сущностные мелочи бытия в штатах преподносятся нам в виде неочевидных шуток. С самого начала, когда камера не парит над «большим яблоком», охватывая Бруклин или Манхэттен поражая их величием, а едет по тротуару, на который выставлены репродукции этого самого города, приготовленные, вместе с остальным мусором, для утилизации. Это мгновенно настраивает на определённое настроение и способно отсеить часть неподготовленной аудитории.

Кадр из фильма "Проблемиста".
Кадр из фильма "Проблемиста".

Вся борьба за место под ньюйорским солнцем иллюстрирована живописными вставками и аллюзиями на творчество некоторых сюрреалистов. Будь это отрубание одной из голов мифической Гидры, во время беседы Алехандро с отщепенкой от искусства Элизабет, или мнимая беседа с чёрным покровителем всех желающих освоить неизвестное приложение, а то и фдэшбэки творческих бесед художника Бобби с той же Элизабет, где они на полном серьёзе рассуждают о полотнах с изображением куриных яиц (многие шутки связаны как раз со словом яйца, но это не санфаянсная ржака).

Проблемиста - это южноамериканский сюрреалистичный взгляд на современное искусство и общество потребления, его идеализацию продуктов потребления. Фильм одновременно напоминает картины Мишеля Гондри и Терри Гиллиама. Интерьеры, наполнение сцен цветом и светом, напоминает работы Кало и Риверы. Здесь множество отсылок, метафор, аллюзий и фантазий самого постановщика, вкус и своеобразное чувство юмора которого очевидно впиваются в ум. Зрителю показывают ещё один, очень оригинальный и новаторский, взгляд о трудностях жития святых мигрантов. В этом нет ни капли спекуляции или манипуляции, зато присутствует большая доля самоиронии. А главная мораль – «Всякий упорный труд и терпение вознаграждается», звучит в финале не по хэппиэндовски, но жизненно, как вымученный страданием порядок вещей.