История, в которой мать думала, что потеряла дочь. Девочку в возрасте 10 лет забрал ее отец и ребенок категорически отказывался даже видеться с мамой. Суд, учитывая мнение ребенка, определил место жительства девочки с папой. А через 2 года дочь сама приняла решение вернуться к матери.
Начало истории
Брак сторон распался давно. Но девочка общалась с папой и оставалась у него с ночевкой. До весны 2020 года. Потом папа взял ее на Пасху и не вернул. Светлана тогда, как и многие, иллюзорно полагала, что раз она мама и раз она всю жизнь выполняла надлежащим образом свои материнские функции, то проблем не будет - суд отдаст дочь ей. О том, что система работает иначе Света поняла очень быстро. Выслушав ребенка суд вынес решение- место жительства ребенка с отцом. Тогда Света подала на порядок общения. Отец явился в суд и категорически возражал против удовлетворения иска, полагая, что мать не должна общаться с дочерью совсем. Но суд установил Светлане порядок общения. Само собой он был неисполним, т.к. девочка по прежнему наотрез отказывалась даже видеть маму.
Несмотря на боль и на чувство жгучей несправедливости Светлана отступила. В этой истории не было приставов, не было исполнительного производства и не было вечного погружения подрастающей девочки в кошмар родительской войны - по крайней мере это не дошло до безумия.
При это Света добросовестно каждый месяц платила папе Лизы алименты.
Два года спустя
Коренным образом все изменилось в апреле 2022 года. Звонок с незнакомого номера и самый родной на свете голос, сбивчиво и через слезы "мама, я хочу к тебе".
Как и любой подросток Лиза требовала внимания, любви, коммуникации и понимания. Не запретов. Не криков. Не указаний. Но папа и его новая супруга с бунтующим подростком откровенно не справлялись. Девочку обвиняли в непослушании, в грубости и неуважении к старшим и даже в принадлежности к ныне запрещенным в стране нетрадиционным движениям. Так Лиза сама пришла к мысли, что понимать и любить ее больше будут у мамы. После очередной ссоры с отцом девочка и позвонила маме. С телефона подруги. Потому что ее собственный телефон был "экспроприирован" папой в качестве санкционной меры.
И снова в суде
Тогда Света вновь с помощью моей организации "Защитники детства" обратилась в суд и требованиями об изменении места жительства ребенка, об освобождении ее от уплаты алиментов и о взыскании алиментов с отца. Также мы просили определить отцу порядок общения с дочерью. Само собой, с учетом мнения и желания ребенка:)
Суд продлился без малого год. Поменялась судья, новенькая решила, что ей надо самой лично опросить ребенка, т.е. девочка приходила в суд два раза. Папа заявлял встречный иск, требуя возместить ему расходы на брекеты ребенка. Против определения места жительства формально возражал.
И вот вчера, уже ближе к 21.00 вечера судом было вынесено решение: место жительства с мамой, папе порядок общения, с учетом желания ребенка, после общения обязать отца возвращать ребенка. Алименты - со дня подачи искового заявления, т.е. с мая 2023 года, в размере 1 прожиточного минимума.
О чем эта история.
История не такая уж уникальная и нетипичная. Подростки восприимчивы и впечатлительны и их мнение может часто меняться. Речь о другом. О том, что иногда отказ от войны не есть поражение. Эта история как будто напоминание всем родителям, который сейчас страдают от разлуки со своими детками - все в этой жизни меняется. Но то, как скоро что-то изменится зависит в том числе от ваших собственных действий.
Светлана, на мой взгляд, в свое время поступила очень верно, отказавшись от продолжения войны и дав таким образом возможность всем участникам истории, а прежде всего, собственной дочери выдохнуть и по другому отнестись к ситуации. Через 2 года затишья мама врагом уже не была...
Помощь Светлане стала возможно благодаря проекту, который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.