.
.
.
Был ли Карл Маркс связан с немецкими романтиками? И да и нет, на эту тему очень хорошо и интересно размышляет Михаил Лифшиц, еще в тридцатых годах написавший жизненную и философскую биографию великого философа в своей ранней, но зрелой книге . С одной стороны, Маркс появился очень вовремя , и был сыном своей эпохи, если конечно понимать что происходило в ту пору в немецкой философии, которая с эстетических и этических исканий, касающихся искусства и истины человека, начатых Кантом и Фихте - после сороковых, уже практически перенеслась в область экономики, социологии , и государства. А с другой стороны, Маркс начинался как поэт, как литератор , и не собирался становиться ни философом , ни экономистом , и мнил себя конечно самым поздним и самым революционным немецким романтиком. Его стихи интересно анализирует Лифшиц, находя их пламенными, оригинальными , и даже трудными и замысловатыми по мысли , но Маркс как замечает Лифшиц, при несомненном поэтическом даре , не владел чувством размеренности речи, стихи его по ритму и гармонии речи - довольно сбивчивы. При всей родственности немецким романтикам -отмечает Лифшиц, стихам Маркса будто бы не доставало романтической лунности... Лифшиц интересно пишет и доказывает, что Маркс в пору юности был не столько увлечен Гегелем, сколько очень увлечен книгами Фихте, и добавляет , что может быть не самая осторожная критика отца Карла - поэтических опытов сына, в итоге заставила Карла Маркса выбрать совсем иное направление, связанное с публицистикой , философией , экономией , как и классовой социологией.
ПОЧЕМУ КАРЛ МАРКС ПИСАЛ СТИХИ НЕ ХУЖЕ РЕМБО
.
.
.
Являл ли случай юного Артюра Рембо, или юного Моцарта тайну вундеркиндства? Сонаты совсем раннего Моцарта хороши, но шаблонны, и написаны очень по детски, (я их сам исполнял в пору детства. )Говоря же о поэзии, в сущности, и 15 летний Лермонтов писал не хуже, даже я бы сказал взрослее Рембо, но никто на этом основании не делал из юного мальчика Миши сенсации. Ибо, в 19 веке люди вообще в 15 лет были взрослыми. Но самым взрослым в 15 лет, (взрослее и Рембо, и Лермонтова) был Карл Маркс, если судить и о его школьных сочинениях и стихах, особенно о раннем стихотворении под названием Карл Великий. Поражает взрослость его мысли. Любой подросток , если бы он писал о Карле восхищался бы его завоеваниями, а Маркса восхищает прежде всего то что Карл дал культуре, еще до эпохи Возрождения. Стихи написаны неровно по ритму, (иногда неуклюже) но энергично и талантливо. Поражает, что та мощь, которая содержится в его Капитале, ощущается и в этих юношеских стихах. Наверное, Рембо был и вправду вундеркиндом. А Карл Марс был не столько вундеркиндом, сколько был рано повзрослевшим человеком.
.
КАРЛ ВЕЛИКИЙ
.
.
Всё, что велико и прекрасно,
Что муз волшебный круг им дал,
Что души покоряло властно,
Своею стер рукой вандал.
Жезлом взмахнул своим могучим
Великий Карл и музы воскресил,
И стала красота еще певучей,
Искусства он одушевил.
Смягчил он воспитаньем нравы
Холодной варварской земли,
И в хижинах царило право,
Закон там крепко берегли.
И больше, чем его походы,
В которых кровь лилась рекой,
Победы все, чреватые невзгодой,
Добытые геройскою рукой,
Нам то внушает восхищенье,
Что человечеству дал он,
Венец прекрасный просвещенья,
Что вырвал он у варварских времен.
И будет жить он, незабвенный,
В истории растущей вширь земли,
И лавр она ему сплетет нетленный,
Чтоб бури времени его не унесли.
Карл Маркс в 15 лет(1833)
А это уже стихи Карла Маркса написанные позднее:
Х Х Х
.
,
Я устремился в путь, порвав оковы.
- Куда ты? - Мир хочу найти я новый.
- Да разве мало красоты окрест?
Внизу шум волн, вверху сверканье звезд.
- Мой путь, глупец, не прочь из мирозданья;
Эфира звон и диких скал молчанье
Юдоли нам покинуть не дают;
Привет земли нас вяжет сотней пут.
Нет, должен из души моей подняться
Взыскуемый мной мир и с ней обняться, -
Чтоб океан его во мне кружил,
Чтоб свод его моим дыханьем жил...
И я пошел, и я вернулся снова,
Неся миры, рожденные от слова;
Уж заиграл над ними солнце свет,
Но гром ударил - и миров тех нет.
Карл Маркс
__________
P. S.
По своему удивительные стихи , написанные и в русле романтизма, (с его идеей ухода от мира) и вопреки нему., потому что мир должен родиться из души, став осязаемым. По своему, это даже Фихте в стихах.