Найти тему
Смотри в Корень

Правда всегда одна (с) или Новое - хорошо забытое старое

Готовила давно запланированный материал, но планы резко изменились, когда на канале Переехал из Германии в Россию вышла статья "За что я обожаю русскую избу".

Фото: дзен
Фото: дзен

Дело в том, что статья Филиппа мне отчетливо напомнила одно произведение столетней давности, которое сейчас прочно забыто и практически нигде не упоминается, но меня в свое время просто поразило. А еще больше поразило, что немец-билингва, переехавший на ПМЖ в Россию и отчаянно штурмующий высоты писательского мастерства, и не названный пока здесь, но всем известный, правда, несколько с другой стороны, русский автор, думают и говорят об одном и том же важном аспекте нашей жизни примерно одинаково.

Я предполагаю устроить здесь небольшую перекличку. Название произведения и имя автора из прошлого назову в конце статьи. Пусть будет интрига. ))

Филипп, "За что я обожаю русскую избу":

Недаром говорят, что Россия страна женственная. Есть здесь что-то неуловимо округлое, нежное и обволакивающие буквально во всем - от улочек кривоколенных и теремов купеческих с их непременно пузатым крыльцом, и до жезла указующего в руках человека в погонах, упругого, но нередко и фигуристого. Что же говорить о бревенчатой стене, взывающей в высь аки морская волна, переливающаяся в бесконечной гармонии синусоид. Кому-то они быть может напомнят бусы, кому-то изображение ДНК. Исконно русского, глубинно славянского ДНК, где изящества и покладистость не мешают прочности и остойчивости.

Неназванный автор, неназванное произведение

Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.

Фото triptiokosti.ru
Фото triptiokosti.ru

Филипп, "За что я обожаю русскую избу":

Если бы я имел возможность без оглядки на материальные аспекты жизни построить себе дом - он был бы таким: бревенчатым. И непременно с резными украшениями, игривыми, и абстракционистскими, орнаментами, которые никто не силен обвинить в мистицизме или идеологической сомнительности. Орнаментами чистой красоты первозданного мира.

Неназванный автор, неназванное произведение

...отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина».

Фото: imghub.ru
Фото: imghub.ru

Филипп, "За что я обожаю русскую избу":

Но они (избы) же горят? Да, как спички. Есть в этом, на мой взгляд, глубинный философский посыл русского человека: все мы здесь странники, все наше бренно, все пройдет. И при том внезапно. Владелец избы всегда готов к потери всего, он бессребреник по душевному укладу, он смиренен перед лицом стихии, он живет не под шефом, а под Богом. И всегда готов начать все заново - бревно за бревном. Можно, конечно, сказать: “очнись! Просто дерева много, оно дешевле, да и работа с ним проще, несчастный романтик!”
Но видеть глубину в обыденном еще не значит быть романтиком, а там, где другому мерещиться “отсталость” и “примитив”, наслаждаться красотой - точно не признак человека “несчастного”. <...>Изба - это не жилье, это член семьи. Большой и любящий защитник, верный и ласковый, как ручной медведь. Которого так и хочется погладить по его рельефным щекам да бокам.

Неназванный автор, неназванное произведение:

Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Вот потому-то в наших песнях и сказках мир слова так похож на какой-то вечно светящийся Фавор, где всякое движение живет, преображаясь...
Фото: sparklogic.ru
Фото: sparklogic.ru

Полагаю, кто-то уже догадался, что "неназванное произведение" - это брошюра С. А. Есенина "Ключи Марии", написанная в сентябре 1918 года.

-5

Предвижу упрек в том, что дерзнула приравнять заслуги "классика" и человека, который не то что ни разу не классик, но даже, по его собственным словам, и не претендует на это. У меня действительно нет авторитетов. Но это не означает, что я никого не ценю и не уважаю. Просто для меня настоящие писатели - это те, кто на зов свыше отвечают вслед за Пастернаком: "Я люблю Твой замысел упрямый и играть согласен эту роль" и трудятся с единственной целью этот свой долг исполнить. А если этого нет, то даже если слово "классик" является с писателем прямой ассоциацией, мне он не интересен.

Возможет упрек и с другой стороны. Есенин известен как пьяница, скандалист и автор упадническо-слезливых произведений о бренности жизни, и философский трактат об осмыслении бытовых образов никаким образом с ним не ассоциируется.

Но на обложке указано имя Есенина. А текст таков, что у его автора просто не может не быть приличного высшего образования.

Первое, что внесли нам западные славяне, это есть письменность. Они передали нам знаки для выражения звука. Но заслуга их в этом небольшая. Через некоторое время мы нашли бы их сами, ибо у нас уже были найдены самые главные ключи к человеческому разуму, это — знаки выражения духа, те самые знаки, из которых простолюдин составил свою избяную литургию.

Люди должны научиться читать забытые ими знаки. Должны почувствовать, что очаг их есть та самая колесница, которая увозит пророка Илью в облака. Они должны постичь, что предки их не простыми завитками дали нам фиту и ижицу, они дали их нам, как знаки открывающейся книги, в книге нашей души. Человек по последнему знаку отправился искать себя. Он захотел найти свое место в пространстве и обозначил это пространство фигурою буквы Ө. За этим знаком пространства, за горою его северного полюса, идет рисунок буквы Y, которая есть не что иное, как человек, шагающий по небесному своду. Он идет навстречу идущему от фигуры буквы Я (закон движения — круг).
Джеффри Батчелор. "Радость познания"
Джеффри Батчелор. "Радость познания"

Но откуда тогда взялись упаднические стихи Есенина, пьянство и скандалы? Неужели талантливый и простосердечный интеллектуал полностью деградировал и во всем разочаровался, превратившись в никчемного алкоголика? Нет, конечно. Однажды научившись плавать или ездить на велосипеде, уже никогда не разучишься. Однажды соприкоснувшись с вершинами художественной и философской мысли человечества, невозможно откатиться в своем развитии на уровень гимназиста пятого класса.

Мы уже привыкли к тому, что бывают фальшивые деньги и драгоценности, поддельные брендовые изделия и даже лекарства.

Источник: helpset.ru
Источник: helpset.ru

Однако никому не приходит в голову, что могу быть фальшивые литературные произведения. Кому они нужны? Да все просто... Ну, сколько книг "Ключи Марии" или "Пугачев" можно продать под брендом "Есенин"? Ну, ооочень немного. А если под этим же самым брендом настряпать стихов о том, как безнадежно плоха наша жизнь, что кроме как пьянствовать, в ней нечем заняться, то они будут разлетаться.как горячие пирожки. А если всем этим виршам обеспечить агрессивную рекламную компанию с раскрытием подробностей личной жизни Есенина в мезальянсе с Айседорой Дункан и рассказами о его пьяных выходках, то успех будет просто ошеломительный. Издателям - деньги, народу - "чтиво".

Только я вот очень не люблю, когда меня обманывают. И я за все настоящее, честное и чистое. А вы?

Уважаемые друзья!

Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Здесь будет интересно, я постараюсь.