Совершая первые шаги в звукорежиссуре стоит овладеть несколькими фундаментальными навыками, без которых дальнейшее овладение этим мастерством будет крайне затруднительным. Среди этих навыков - правильное понимание, формирование и запись тембров тех или иных инструментов, а также вокала. В этом посте как раз об этом и поговорим.
Тембр и звучание - одни из самых основополагающих элементов построения аранжировки и общего контекста восприятия музыкального полотна. К сожалению, многие начинающие музыканты и продюсеры, работающие с материалом сами, крайне часто пренебрегают этими понятиями.
Что же такое тембр? Каждый инструмент обладает своей амплитудно-частотной характеристикой, в которой присутствуют главная, корневая частота, соответствующая играемой ноте, также несколько, а порой и очень много, дополнительных частот - гармоник, обертонов, которые формируются в том или ином количестве, в зависимости от конструкции инструмента, материалов изготовления и так далее.
Главным искусством в решении вопроса совмещения тембров является правильное понимание сочетания тех или иных элементов аранжировки. Здесь ярким примером для изучения будет симфонический оркестр - если вы хоть раз были на концерте симфонической музыки, то можно обратить внимание, что оркестр звучит детально, ясно и читаемо. Без вмешательства эквалайзеров, компрессоров… Вся суть заключается в правильной рассадке музыкантов относительно друг друга и слушателей, в грамотном написании партитур, аранжировки.
В нашем случае всё, конечно, гораздо проще. Для начала следует сразу определить для себя планируемый основной окрас звучания - яркий, светлый, звонкий, тёмный, глухой… Здесь терминов для описания хватает. Далее следует правильный подбор инструментов и микрофонов к ним. Рассмотрим несколько из них на примере работы с микрофонами Октава. Как вариант - у вас стоит задача подчеркнуть низкий и богатый обертонами тембр вокала. Для этих целей подойдет ленточный микрофон, который, в силу особенностей своей конструкции, в значительной степени акцентирует низкую середину. Например, пусть это будет МЛ-52-02.
В обратном случае, если хочется сделать акцент на верхних частотах вокала, передать их яркость, “песочность” - отличным выбором будет ламповый микрофон, который, к тому же, способен добавить в общий спектр звучания ещё и своих чётных и нечётных гармоник, за счёт лампового каскада звукоусиления. Первый пример, который приходит на ум - ламповый микрофон МКЛ - 5000.
То же самое и с другими инструментами. Акустические и классические гитары, в целом, записывать довольно несложно, владея знанием нескольких тонкостей. Расположение микрофона ближе к подставке (бриджу) даст более насыщенный низкими и средними частотами звук. Тут лучше использовать ленточный микрофон МЛ-52-02. Если же подобной задачи нет - размещайте конденсаторный микрофон, например МК-117 или МК-012 напротив резонатора или 12 лада гитары. Смещение микрофона в сторону грифа даст более прозрачное, даже тонкое звучание, которое также иногда бывает необходимо в реализации разных творческих задач. Комбинирование ленточного и конденсаторного широкомембранного микрофона даёт ещё большую гибкость и пространство для манёвра с тембрами и сочетаниями обертонов.
Подобная ситуация касается и записи ударных, перкуссий. Устанавливайте конденсаторный микрофон практически вплотную к пластику или мембране, 5-10 сантиметров. Здесь можно использовать уже вышеупомянутые МК-117 и МК-012. А вот угол наклона по отношению мембране играет ключевую роль. От его величины звук будет меняться - от яркого, острого, с большими атаками до глухого и тёмного, с богатым сустейном.
Такой метод - с величиной угла, применим также в записи на конденсаторный микрофон струнных - скрипок, виолончелей, флейт, перкуссионных шумовых эффектов.
В завершении добавим, что сразу овладеть подобным знаниями практически невозможно. Только постоянный, не прекращающийся процесс работы способен развить этот навык до высокого уровня, на котором уже звукорежиссёр подсознательно определяет сочетаемость тембров тех или иных инструментов, делает правильный выбор в настройке звучания синтезаторов.