В этот день дождь лил как из ведра. Было ощущение, что все чувствуют горе, даже погода. Зоя не отходила от постели мужа. Казалось, что мужу полегче, лицо его стало спокойнее, разгладились немногочисленные морщинки. Последнее время муж больше спал, разговаривал с трудом. Разговоров и не требовалось, Зоя понимала мужа без слов.
На прошлой неделе приходил врач, после осмотра сказал: «Крепитесь, Зоя. Осталось совсем немного». Зоя и сама понимала, что муж скоро умрёт, но сколько ни готовься, всё равно это тяжело.
Муж открыл глаза, внимательно посмотрел на Зою. Ей даже показалось, что взгляд мужа был чистый, ясный, как тогда, в первую их встречу.
Муж сделал попытку улыбнуться и тихо сказал:
– Прости. Я испортил тебе жизнь.
– Ну что ты, милый, ты делал мою жизнь счастливой, – Зоя погладила мужа по впалой щеке.
Муж закрыл глаза и умер.
Всё, остались только воспоминания. Воспоминания светлые, тёплые, благодарные.
Впервые Зоя с Михаилом встретились на вечеринке по поводу окончания ею института. Тогда к однокурснику Лёхе приехал друг, отслуживший в армии. Высокий, плечистый, в форме. Девчонки все на него глаз положили. А он не выделял никого, со всеми заигрывал, шутил, со всеми танцевал. И под конец вечеринки ни одну из девушек не проводил. Девчонки даже предположили, что Михаил этот не той ориентации, раз не клюнул ни на одну из красавиц.
Дня через три Михаил появился на пороге квартиры Зои с букетом, пригласил на свидание. Завязался роман. Через год поженились, родились дети. Всякое, конечно, было и ссоры, и недопонимания, но всегда мирились. Несмотря ни на что, Зоя чувствовала себя счастливой за спиной сильного и заботливого мужа. Михаил был мастером на все руки. Он очень хотел дачу. Зоя согласилась на покупку, но с условием, что работать на даче не будет. Она девушка городская, к земле не привыкшая, в отличие от Михаила.
Дачу купили, всё свободное время Михаил проводил на даче. Он построил дом, не дом, а целый теремок расписной. На грядках его всегда был хороший урожай. И Зоя как-то втянулась в дачную жизнь, помогала мужу. Ей самой полюбилась дача.
Дети выросли, разъехались. У них свои семьи. Уже родились внуки, когда заболел Михаил. Ему становилось, всё хуже и хуже. И вот похороны. Зое не верится, что его больше нет.
На похоронах было много народу, Михаила многие знали и любили. Приехал и тот самый Лёха. Он на поминках напился так, что его пришлось оставить ночевать. Сын и зять Зои почти на руках унесли Лёху на диван.
Гости разошлись, Зоя с детьми помыли посуду, прибрали в квартире. Уже было за полночь, когда они решили попить чаю. И вот в полной тишине послышался звук падающего тела. Все прибежали в комнату. Лёха почти трезвый сидел на полу с выпученными глазами:
– Меня сейчас Мишка с дивана скинул, сказал: «Проваливай от сюда». Пойду я, пожалуй.
– Куда ты среди ночи пойдёшь? Пойдём чаем напою, а рассветает, уйдёшь, – развела руками Зоя.
Дети пошли спать, а Зоя налила крепкого чаю Лёхе.
– Слушай, а как выжили? – вдруг спросил Лёха.
– Счастливо жили. А что за вопросы? – удивилась Зоя.
– Я думал, год-два и разведётесь, – пожал плечами Лёха.
– Почему?
– Помнишь же ту вечеринку? Так вот, Мишке нужна была девушка для того, чтобы закрепиться в городе. А ты единственная была с квартирой. Он тогда про тебя сказал: «Ни чё вариант. Если найдётся кто получше, то поменяю легко», – заржал Лёха.
Зоя сначала обомлела от таких слов, а потом взяла Лёху за шкирку и вытолкала из квартиры. Откуда только силы взялись.
Потом не могла уснуть до утра, злилась и на Лёху, и на Михаила. Светлый образ мужа погас.