Продолжаю писать про историю и жизнь самолётов, которые отметились в нашем небе. У этих регулярных статей есть свои поклонники, которые с удовольствием вспоминают свои полёты на самолётах, а кто-то рад снова увидеть в ленте фотографии старых ливрей и авиакомпаний. Сегодня шесть самолётов. Повспоминаем Оренэйр.
2 марта в авиакомпании Braspress Air Cargo был принят в эксплуатацию Boeing 737-4M0(BDSF), ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании Аэрофлот с бортовым номером VP-BAO. Новая регистрация - PS-BPB. Заводской номер - 29207/3078, дата первого полёта - 17.10.1998.
Самолёт попал в Россию в девяностые в числе первых иномарок. Ещё носил старую ливрею первых Аэрофлотовских иномарок. Пролетал во флоте перевозчика до 2004 года, когда во флот стали поступать более эффективные А-319/320/321.
После Аэрофлота совершенно не старый самолёт попал во флот Garuda, где полетал ещё 7 лет. На момент вывода (2011 год) классика уже не была в почёте, а вот грузовые перевозки активно развивались, потому после Гаруды самолёт конвертировали в грузовик.
Сконвертированный самолёт попал во флот TNT Airways. Летал по Европе, развозил экспресс-посылки. Это продолжалось до 2016 года.
TNT Airways в году провела ребрендинг и переименовалась ASL Airlines Belgium, после чего в результате слияний и поглощений самолёт не меняя перевозчика поменял ливрею на Fedex, оставаясь на тех же трассах. Самолёт отлетал в грузовом холдинге 12 лет, развозя посылки по Европе. В возрасте 25 лет его вывели из флота.
В марте самолёт перелетел в Бразилию. Лишился всех видов ливрей, только белый цвет.
---------------------------------------------------------------------------------
6 марта в авиакомпании GlobalX Airlines был принят в эксплуатацию Airbus A321-231(P2F), ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании Ред Вингс с бортовым номером VP-BVQ. Новая регистрация - N435GX. Заводской номер - 1763, дата первого полёта - 06.06.2002.
Изначально самолёт попал в британскую Monarch Airlines, где эксплуатировался 15 лет до самого громкого финала перевозчика, когда старейшая авиакомпания Великобритании приказала одномоментно долго жить, оставив за бортом около сотни тысяч пассажиров с билетами на свои рейсы.
Спустя полгода самолёт попал во флот Ред Вингс, которая выводила из эксплуатации Ту-204 в связи с отсутствием интереса Туполева к пассажирской работе и продлению эксплуатации пассажирских машин. В конце 2021 года самолёт перелетел в Таллин для проведения регламентных работ, да там и остался. Ред Вингс перешла к эксплуатации отечественной техники, а самолёт улетел в Китай для конвертации.
Наконец, в марте сконвертированный в грузовик самолёт передали в американскую GlobalX Airlines, которая специализируется на выполнении чартерных рейсов, в том числе грузовых, в США. Базируется в Майами.
---------------------------------------------------------------------------------
11 марта в авиакомпании Eurowings был принят в эксплуатацию A320-214, ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании Россия с бортовым номером EI-EYS. Новая регистрация - 9H-MLW. Заводской номер - 2964, дата первого полёта - 09.11.2006.
Самолёт с самого начала попал в Air Arabia, которая полетала на нём только до первого чека, после чего он направился в Россию.
Три года самолёт эксплуатировался в авиакомпании Россия, а вывелся из флота в тот же день, когда стаи Трансаэровских машин направились в Теруэль. Оттуда вскоре его забрал Интерджет.
В 2016 году самолёт оказался в Мексике, в Интерджете, где он пролетал до 2020 года, когда скончалась авиакомпания Интерджет. После чего самолёт простаивал ещё более двух лет до того, как самолёт снова оказался в воздухе.
В итоге, в декабре самолёт пополнил флот чартерной Avion Express Malta, а в марте - был передан с экипажами для полётов в интересах Eurowings. На зиму-23/24 самолёт возвращался в Avion Express Malta, которая самостоятельно его эксплуатировала на чартерных рейсах, а сейчас, спустя год, самолёт вновь возвращается в Eurowings.
---------------------------------------------------------------------------------
14 марта во флот ASL Airlines Belgium поступил Boeing 737-86N(BCF)(WL), который ранее эксплуатировался в авиакомпании Алроса с бортовым номером EI-ECL. Новая регистрация - OE-IXJ. Заводской номер - 32655/1662, дата первого полёта - 28.02.2005.
Изначально самолёт попал во флот перевозчика Futura, который в 90х/00х выполнял рейсы из Пальмы-де-Мальорки. Флот перевозчика состоял исключительно из Боингов-737. Но в 2008 году авиакомпания оказалась несостоятельной и не смогла выполнять рейсы, оставив в аэропортах тысячи пассажиров.
Спустя полгода GECAS пристроил самолёт в Норвегиан (тогда супермодного лоукостера, который тогда всем ставился в пример, как летать дешево и с комфортом), где он пролетал до 2014 года и был назван в честь норвежской писательницы Камиллы Коллетт.
В начале 2015 года самолёт попал во флот отечественной Алросы, которая сменила салон и добавила бизнес-класс, превратив 189-местный самолёт в 164-местный. Самолёт летал во флоте Мирнинской авиакомпании до начала спецоперации, накануне которой он был выведен из флота авиакомпании.
В течение года самолёт отстаивался в разных аэропортах, пока не попал в руки ASL Aviation Holdings, который в течении года в Китае конвертировал его в грузовик и, наконец, передал его во флот своего основного перевозчика ASL Airlines Belgium.
---------------------------------------------------------------------------------
Про этот самолёт, наверное, стоило написать во вчерашнем разделе, но там уже везде только про нашу технику, поэтому давайте здесь пока.
18 марта во флот авиакомпании Победа поступил Boeing 737-8K5(WL), который ранее эксплуатировался в авиакомпании Роял Флайт с номером VQ-BGN. Заводской номер - 38820/3653. Дата первого полета - 14.05.2011. Компоновка - 189 кресел экономического класса. Движки - CFM56-7B26. Новая регистрация - RA-73358.
Изначально самолёт попал во флот TUIfly, где отлетал 8 лет. Самолёт летом возил европейских туристов на курорты, а зимой летал в Канаде, где, наоборот, увеличивался пассажиропоток.
Во флот Рояла самолёт попал в 2019 году, где отлетал три года. После начала спецоперации Роял попытался по максимуму вывести самолёты из РФ, где у него их остались две штуки. Полёты на них авиакомпания не возобновила, сократила персонал и ушла в спячку, дожидаясь возврата "как было". Такого не случилось, авиакомпания потеряла сертификат эксплуатанта, не соответствуя требованиям ФАП и ВК. Потому и самолёты были переданы во флот тех перевозчиков, которые возят пассажиров, а не занимают место в Шереметьево.
---------------------------------------------------------------------------------
18 июня в авиакомпании Air Arabia был принят в эксплуатацию A320-214, ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании Аэрофлот с бортовым номером VQ-BIT. Новая регистрация - A6-AQJ. Заводской номер - 4656, дата первого полёта - 25.03.2011.
Самолёт с самого начала попал в Аэрофлот, где отлетал 9 лет. В разгар пандемии был выведен из флота, возвращён лизингодателю и передан в Остраву, где лизингодатель целых два года искал, кому бы его впихнуть.
В 2022 году Avion Express, видя растущую потребность рынка, забрала себе самолёт. Но в отличие от других самолётов, не передавала его в мокрый лизинг, а оставила у себя в Литве для выполнения туристических чартеров в Турцию и Грецию.
Спустя год, самолёт всё же передали в аренду с экипажем авиакомпании Sky Express из Турции, которая сейчас, переживая горячий сезон, нуждается в любых самолётах и экипажах. В ноябре, после горячего летнего турецкого сезона, самолёт вернулся в Литву, где особо не летал.
В марте самолёт попал во флот крупнейшего эмиратского лоукостера Air Arabia, которая взяла его полностью (не в мокрый лизинг). Хотя давно избавляется от возрастных А-320, имея неплохой флот А-321нео. Причины не особо понятны, возможно, в текущей ситуации А-320 надежны и экономически более интересны, чем А-320нео, тем более в ОАЭ нет особых проблем с топливом.
---------------------------------------------------------------------------------
27 марта в авиакомпании Jet2 был принят в эксплуатацию Boeing 737-8Q8(WL), ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании Сибирь с бортовым номером VP-BDH. Новая регистрация - 9A-ABC. Заводской номер - 30667/1448, дата первого полёта - 28.01.2004.
Самолёт с самого начала попал в Малев, где летал 8 лет до самого конца одного из старейших авиаперевозчиков. Вполне приличную авиакомпанию убила Еврокомиссия, как и многих других перевозчиков в Восточной Европе. Сначала в Венгрии начали работать лоукостеры, а после авиакомпанию запретили поддерживать правительству Венгрии.
После Малева самолёт попал в парк авиакомпании Сибирь, которая на нём летала вплоть до конца 2020 года (тоже 8 лет). Самолёт был выведен из эксплуатации на фоне повального снижения флота из-за пандемии.
В 2021 году самолёт взял хорватский чартерный перевозчик ETF Airways, который назвал самолёт в честь шаттла Enterprice.
К началу высокого сезона самолёт взяла в мокрый лизинг британская авиакомпания-лоукостер Jet2, которая выполняет рейсы из Великобритании на европейские курорты.
---------------------------------------------------------------------------------
28 марта в авиакомпании Air Arabia Maroc был принят в эксплуатацию A320-214, ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании Аэрофлот с бортовым номером VQ-BIV. Новая регистрация - CN-NMS. Заводской номер - 4649, дата первого полёта - 18.03.2011.
Самолёт с самого начала попал в Аэрофлот, где отлетал 9 лет. В разгар пандемии был выведен из флота, возвращён лизингодателю и передан в Остраву, где лизингодатель целых два года искал, кому бы его впихнуть.
В мою копилку полётов входит этот самолёт, так как на нём в ноябре 2017 года мы с женой полетели в Лион, в отпуск по Франции и Австрии.
В 2022 году Avion Express, видя растущую потребность рынка, забрала себе самолёт и тут же передала его в мокрый лизинг в турецкий SunExpress. Теперь и этот самолёт возит туристов из Антальи в европейские страны. Сама SunExpress не летает на А-320, в её парке только Боинги-737, однако нашлась работа и на А-320.
Самолёт эксплуатировался SunExpress два сезона, на зиму возвращаясь в Avion Express. Наконец и этот самолёт забрала Air Arabia, только в своё марокканское подразделение. Хотя в Арабии и её дочках почти не осталось возрастных А-320.
---------------------------------------------------------------------------------
28 марта во флот британского туристического перевозчика Jet2 был передан Boeing 737-8AS(WL), который ранее эксплуатировался в авиакомпаниях Оренбургские авиалинии/Россия с бортовым номером VQ-BCJ. Новая регистрация - OM-JEX. Заводской номер - 29932/1030, дата первого полёта - 29.11.2001.
Изначально самолёт попал во флот Ryanair, которая спустя 6 лет приделала ему модные винглеты, а в 2009 году, спустя 8 лет эксплуатации вывела его из флота.
В 2009 году самолёт взяли во флот Оренбургские авиалинии, которые в 2016 году вошли в состав авиакомпании Россия. После слияния перевозчиков самолёт вывели из флота авиакомпании.
В 2017 году, сразу после ухода из России, самолёт обосновался в словацком AirExplore, который занялся активной передачей самолёта сезонным перевозчикам. Сначала это был TUI Airlines Belgium.
Спустя год - Travel Service.
В конце 2018 года самолёт передали в Израиль, в Sun d'Or International Airlines, где он летал до разгара пандемии. В марте 2020 года самолёт вернули в Братиславу, где он благополучно простоял полтора года.
Летом 2021 года самолёт вернули к лётной работе, раскрасив в скудную ливрею AirExplore. Самолёт занимается чартерными рейсами. На сезон лета 2023 года британский Jet2 обратился за данным самолётом, так как предполагает много туристов летом.
Спустя год, на второй сезон самолёт снова возвращается для горячего летнего сезона в Jet2.
---------------------------------------------------------------------------------
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/