Есть такое направление современной литературы, которое у нас еще не получило своего названия - feel-good. Если объяснять на пальцах, то это те истории, которые повествуют легко и человечно о совсем не легком… Иной раз - об откровенно тяжелом, что уж. Из самых известных писателей такого направления лично мне на ум сразу приходят Фредрик Бакман, Валери Перрен и Виржини Гримальди. Теперь могу добавить к ним и произведение Лайзы Джуэлл «Правда о Мелоди Браун», которое я прочитала совсем недавно. Делюсь впечатлениями по горячим следам.
Сюжет. Мелоди Браун рано стала матерью и живет блеклой, абсолютно не примечательной жизнью. А еще она не помнит ничего о первых 9 годах своей жизни. Но потом - вследствие очень странного свидания, где имело место шоу с гипнозом - вдруг случайно вспоминает. Обрывками, по чуть-чуть. Нестройно. Непонятно. Загадочно. И читатель, вместе с главной героиней, шаг за шагом, кусочек за кусочком, выстраиваем ее историю целиком, путешествуя из настоящего в прошлое и обратно.
Несколько слов о моих отношениях с творчеством Лайзы Джуэлл. Их до этой книги не было) Я вообще об этой писательнице не слышала. Книгу «Правда о Мелоди Браун» я увидела на у коллег, когда-то много лет назад ее издал наш отдел зарубежной прозы. Зацепило название, заинтересовала аннотация. Не скажу, что торопилась начать читать, но в один прекрасный день настроение возникло.
И я практически сразу улетела в текст.
«Правда о Мелоди Браун» - это хорошая история. Просто одна человеческая жизнь. Просто судьбы. Просто истории обычных людей — со своими яркими, горькими и трогательными страницами.
...иногда в жизни случается такое, что меняет навсегда. И как только что-то изменилось навсегда, то уже очень трудно вернуться обратно, к тому, что было прежде (с)
В прошлом маленькой Мелоди действительно было то, что не грех и забыть, то, что детская память, защищая остатки психики, убрала и почти стерла после мощного потрясения. Но - и это важно - правда о главной героине не связана ни с насилием, ни с инцестом, ни с рукоприкладством, ни с чем бы то ни было таким. Все проще — и сложнее, и трагичнее. Потому что именно такие маленькие трагедии в масштабах Вселенной — мелочи, ерунда, но в масштабах одной человеческой жизни могут быть той раной, которая никогда не затягивается. Или катастрофой, уничтожающей целые семьи.
— Просто у них пусто в голове и пусто в душе.
— А почему?
— Не знаю. Некоторые люди от рождения такие. Этакие ходячие пустоты. Вакуумы. Приходят в этот мир, чтобы никого тут не затронуть, ничего не изменить. Чтобы просуществовать и умереть (с)
Важная черта: мне бросилась в глаза абсолютно "киношная" композиция книги — за счет этого читается быстро, образно и совсем не устаешь. Читаешь и читаешь. Не наскучивает. Специально сопли слезы не выжимает, но глазам есть, где увлажниться. Финал хороший, теплый - и это не спойлер.
Пока читала «Правду о Мелоди Браун», в голове было три референса — Валери Перрен «Забытые по воскресеньям», Виржини Гримальди «Это останется с нами» (новая книга, готовится к изданию; письмо от матери прямо практически один в один) и фильм «Не оглядывайся», в котором Софи Марсо вдруг начинает видеть в зеркале Монику Белуччи, и лица всех членов ее семьи тоже оказываются совсем другими… А потом - наоборот.
Но - и это важно - хоть референс в виде Перрен и возник в моей голове, это только по общему ощущению. Валери намного сильнее и лучше как писатель, лучше прописанные герои. Лайзе Джуэлл, с моей точки зрения, не стоило вводить в роман совершенно сказочную любовную линию, которая просто возникает сама собой и складывается чудесным, наилучшим образом, как в старых диснеевских мультиках. По-моему, это лишнее и смазывает общее впечатление.
Тем не менее в целом произведение удачное. Сказать, что есть ружья, которые не выстрелят, брошенные линии и откровенные натяжки - кроме уже упомянутой мной любовной линии - не могу. Лайза Джуэлл написала очень интересный роман о семье, о нестандартной семье. А еще о хиппи 70-х, столь контрастирующих с чопорным и консервативным британским социумом и установками, которым этот социум свято следует. И это очень запоминающаяся сторона романа, интересно, как об этом говорится - рассказывается, с разных точек зрения, так, что у читателя есть выбор, как к этому относиться, какую оценку вынести.
Рекомендую «Правду о Мелоди Браун», если хочется прочитать хорошую историю, одновременно и похожую на жизнь - и не очень похожую, которая оставляет приятное послевкусие, повышает настроение и дает определенный эмоциональный подъем. Для меня это книга, которая помогла разгрузить голову, отвлечься, увлекла интересным построением, хорошим слогом и кинематографичными образами - и после нее действительно стало хорошо на душе.
При этом не могу не отметить: чтиво для меня совершенно одноразовое. Сказать, что это книга, которую хочется держать в домашней библиотеке, не могу тоже - прочитала (на одном, кстати, дыхании, как бы это избито ни звучало - но действительно, за половину выходного дня) и сдала ее в буккроссинг на работе в надежде, что кому-нибудь, кто возьмет почитать эту книгу, она тоже принесет положительные эмоции.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊
Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал. О книгах и издательском мире из первых рук! А еще у меня там анонсы интересных мероприятий, конкурсы и иногда розыгрыши книг. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!)