Почему так страшно проявляться и быть собой?
В наше время всё больше людей хотят "проявляться в мир", смело демонстрируя в социум свои знания, умения и навыки: вести свой экспертный блог, писать стихи, картины или музыку, петь песни, делиться информацией на интересные темы, делать что-то своими руками и выставлять это на всеобщее обозрение.
Казалось бы - невиннейшие вещи. Человек просто хочет творить и делиться этим с миром.
Но человек не может. Он боится! И от страха годами, и даже десятилетиями, не делает того, к чему лежит душа.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Если не убегать от возникающего чувства страха при попытке проявиться, а поисследовать его, то можно обнаружить любопытные вещи.
Во-первых, боимся мы не всех людей подряд (даже если кажется, что абсолютно всех). Если "присмотреться" к внутренним осуждающе-критикующим образам внутри своей головы, то обязательно найдутся конкретные люди, мнений которых особенно боишься: знакомые, подруги-друзья, коллеги, эксперты в твоей области, одногруппники или даже мальчик, нравившийся в старшей школе. Лично для меня - это мой научный руководитель в Университете. Она доктор наук, профессор и достаточно строгий преподаватель. Каждый раз, когда я что-то пишу, так и слышу её голос в своей голове: "Оля! И не стыдно тебе писать такую ерунду?!".
Во-вторых, если не убегать от образа этого "самого страшного персонажа", а мысленно предоставить ему продукт своего творчества или труда, то в этот момент возникнет определённая эмоция. Она обязательно будет негативная и достаточно интенсивная. Это может быть ужас (наказания за проявленную инициативу, например), вина (например, за то, что "ты всё сделал неправильно/криво-косо/глупо"), стыд (например за то, что вообще посмел "что-то спеть с таким-то ужасным слухом") и тп.
В-третьих, эта эмоция - это обязательно будет что-то, что до боли знакомо с детства. Ведь за толпой осуждающих экспертов, знакомых и мальчика из школы, обычно стоят две ключевых фигуры: мама и папа.
Самостоятельность или стыд, инициатива или вина, чувство безопасности или опасности "со всех сторон" - всё это закладывается в раннем детстве (до 6-7 лет). Закладывают это наши родители и первые взрослые фигуры детства (например, близкие бабушки-дедушки, также могут влиять воспитатели (особенно в яслях), первая учительница).
Проживая в небезопасной, критикующей, осуждающей атмосфере, в обстановке, где взрослые могут высмеять или наказать за слово или дело, где не дают проявлять инициативу, где нет поддержки детским начинаниям, где нельзя свободно выражать эмоции, ребёнок в страхе "отворачивается от себя" и "разворачивается" к взрослым.
Ребёнок начинает бояться пробовать новое и совершать ошибки, он винит себя за неудачи, он стыдиться себя - такого "неуклюжего, глупого, толстого/худющего, неумёху и бестолочь".
С этого момента его энергия уходит не на то, чтобы исследовать мир, свои сильные и слабые качества, совершенствовать творческие навыки и укреплять самооценку, получать опыт общения, побед и неудач. Энергия уходит на то, чтобы пытаться соответствовать завышенным требованиям значимых взрослых: быть идеальным, быть тихим, быть спокойным, быть умным, быть "гордостью семьи", быть хорошим мальчиком/девочкой, быть красивым, делать всё правильно и с первого раза.
Так начинает расти Ложное Я, а истинное Я начинает увядать, не успевая проклюнуться на свет и окрепнуть.
Постепенно, с возрастом и взрослением, эти деструктивные модели поведения и мышления закрепляется всё сильнее, а самость и индивидуальность всё больше увядают. Школа, зачастую, завершает "обточку" универсального и удобного "винтика".
В итоге мы видим неуверенного в себе взрослого человека. Он не знает кто он и чего он хочет. Он не знает своих особенностей и талантов. Он не знает, что ему нравится. Он боится ошибок и неудач. Он боится критики и верит мнениям окружающих, а не себе. Он может уходить в изоляцию от недружелюбного (как ему ещё с детства кажется) мира.
И, конечно, такой человек боится проявляться.
А если он всё таки совершает попытку проявиться в социуме, при этом получая негативную обратную связь (критику, осуждение) или просто отсутствие отклика, то проваливается в детскую травму отверженности. На этом его попытки раскрыть свой внутренний потенциал, зачастую и к сожалению, заканчиваются.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Чтобы проявляться в этот мир с радостью и лёгкость, чтобы быть устойчивым к мнениям извне, чтобы выдерживать негативные оценки своего творчества и деятельности, человеку, выросшему в небезопасной атмосфере критики и порицания самостоятельности, необходимо проделать непростую, но увлекательную работу.
Стоит работать в двух направлениях:
1. Работа с фигурой Внутреннего Критика.
Это подразумевает работу с детским негативным опытом, когда осуждение со стороны взрослых стало восприниматься как норма.
Это работа с возникающими тяжелыми чувствами стыда, вины, ужаса, ярости и отчаяния от невозможности роста и развития.
Заставить замолчать негативные голоса [внутреннего Критика] не так легко, но можно раз за разом «отпускать» эти голоса. «Вы не можете запретить птицам печали летать у вас над головой, но не позволяйте им свить гнездо у вас в волосах» (Кьяра Симеоне-ДиФранческо).
2. Работа с фигурой Хорошего Родителя и Внутреннего Уязвимого Ребёнка.
Это подразумевает поиск различного рода ресурсов внутри личности и вне неё через фигуру Хорошего родителя для восполнения базисных детских дефицитов Внутреннего Уязвимого Ребёнка, вызванных недостатком первичной любви.
Хороший Родитель находится на стороне Ребёнка. Он поощряет его развитие.
Хороший Родитель не критикует Ребёнка за ошибки, но наоборот понимает, что ошибки - нормальное явление на пути роста.
Хороший Родитель способствует развитию уникальности Ребёнка. Он подчёркивает сильные стороны Ребёнка.
Хороший Родитель радуется маленьким шагам Ребёнка и не требует достижения идеала.
Хороший Родитель не стыдит, не винит, не запугивает Ребёнка. Он принимает все чувства Ребёнка и готов утешить его при неудаче, не вмешиваясь в процесс роста.
Хороший Родитель уделяет внимание болезненным чувствам и эмоциональным потребностям Ребёнка.
Хороший Родитель принимает уязвимость Ребёнка.
Фигуру Хорошего Родителя в сознании человека может помочь выстроить принимающий психолог.
В завершение приведу цитату Льва Семёновича Выготского, великого советского психолога и педагога: "«Вся жизнь определяется в раннем детстве из элементарных комбинаций. И вся без остатка в последствии сводится к изживанию детских конфликтов».
Психолог Ольга Туканова
__________
Психолог он-лайн и очно (г. Екатеринбург): +7 (904) 98 52 436 (Whats App, Telegram или другие мессенджеры).
Автор: Туканова Ольга Юрьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru