Сегодня 40 дней со дня смерти легендарного автомобильного дизайнера, скончавшегося 13.03.2024 в возрасте 85 лет в Риволи и оставившего после себя внушительный ряд великолепных автомобилей, поражавших своим дизайном публику в годы их презентаций, а ныне хранящихся в музеях и частных коллекциях. О том, как его творение Lancia Stratos Prototipo Zero подвигло на стезю автомобильного дизайна и кардинально изменило жизнь Майкла Робинсона, ставшего в свою очередь известным в мире дизайнером, я уже написал статью. Причем, Майкл стал в 2009 году шеф-дизайнером студии Bertone – той самой, в которую Марчелло Гандини в 1965 году был взят самим Нуччо Бертоне, в которой Марчелло ведущим дизайнером Bertone создавал свои выдающиеся автомобили с 1966 по 1980 год, когда ушел в самостоятельную работу в своем поместье в Гран-Виньо и занимался уже не только автомобилями, но и архитектурой, промышленным и интерьерным дизайном.
Марчелло стал символом итальянского дизайна 70х-80х годов. Флавио Манцони, директор по дизайну Ferrari, сказал, что Гандини был "вероятно, величайшим автомобильным дизайнером всех времен". Для мира автомобилей хорошо, что Марчелло не послушал родителей, желавших, чтобы их сын стал пианистом, и бросил классический лицей, где он учился игре на фортепиано. Он испытывал "страсть к двигателям, механике и технологиям" ….
Однако, лучше всего о дизайнере Марчелло Гандини говорят его творения, так что полюбуемся наиболее яркими из них.
1966 Lamborghini Miura была разработана от первого эскиза до готового прототипа за три месяца. Она стала первым серийным автомобилем для дорог общего пользования двухместной компоновки с центральным поперечным расположением двигателя V12. На момент выпуска в 1966 году она была самым быстрым в мире серийным дорожным автомобилем. Название «Миура» было выбрано в честь знаменитой породы испанского бойцового быка, запечатленного на недавно созданном знаке компании.
1967 Alfa Romeo Montreal была представлена как концепт на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году и вскоре воплотилась в серийной модели. Необычный капот с воздухозаборником в центре заканчивался решетками над фарами, а мотор V8 сделал купе самой быстрой серийной Alfa Romeo тех лет.
1968 Alfa Romeo Carabo была создана всего за 10 недель и отличалась кузовом из стекловолокна. Она не была предназначена для серийного производства, однако была полностью функциональной моделью. На ней впервые использованы двери-ножницы (двери гильотинного типа). Carabo стала одним из первых дизайнов Гандини в форме "клина".
1969 Autobianchi A112 Runabout был представлен на Туринском автосалоне как концепт-кар, а в качестве серийной модели с кузовом тарга Fiat X1/9 дебютировал 23.11.1972 на специально организованной пресс-конференции, поразив журналистов не только дизайном, но и своей концепцией - среднемоторная малолитражка с двумя багажниками (спереди и сзади) с движком в 75 лошадок. Ранее среднемоторная компоновка была прерогативой только дорогих экзотических авто, а тут серийное авто с великолепной управляемостью в 5 раз дешевле суперкаров.
1970 BMW Garmisch была названа в честь горнолыжного курорта Гармиш на юге Германии. По словам Гандини, название концепта символизировало «альпийскую элегантность». После премьеры на автосалоне в Женеве она была отправлена поездом в Мюнхен, но таинственным образом бесследно исчезла. А на фотографии – созданная по инициативе вице-президента и главы отдела дизайна BMW Адриана Ван Хойдонка (рядом с Гандини на фото) и с участием Марчелло копия BMW Garmisch 2019 года. Обратите внимание на интерьер – как вам вертикальное расположение радиоприемника? А чтобы сделать автомобиль заметным в потоке, Гандини добавил сотовую решетку на заднее стекло — прием, который также он применил на концепте Lamborghini Marzal.
1970 Lancia Stratos Prototipo Zero – очень футуристичный прототип был представлен на Туринском автосалоне. Примечателен угловатым трапециевидным кузовом, высота которого составляла всего 84 сантиметра и стеклом-дверью.
1971 Lancia Stratos HF считается первой в истории моделью, изначально созданной для участия в ралли. Кузовные детали купе были сделаны из стеклопластика, передняя и задняя часть кузова откидывались полностью для обеспечения свободного доступа к узлам и агрегатам. Пилотируя Lancia Stratos, Сандро Мунари и Бьорн Вальдегорд выиграли множество гонок в 1974, 1975 и 1976 годах, внеся большой вклад в итоговые победы Lancia в этих сезонах чемпионата мира по ралли в зачёте марок.
1973 Maserati Khamsin была представлена на Женевском автосалоне и стала первым Maserati с кузовом от ателье Bertone. Клиновидная модель выделялась оригинальными деталями, в том числе «плавающими» на прозрачной задней панели фонарями.
1973 Ferrari Dino 308 получил свое имя в память о сыне Энцо Феррари и стал первым серийным Ferrari с 8-цилиндровым мотором. Это первая серийная четырехместная модель Феррари с заднемоторной компоновкой. И первая серийная Ferrari с кузовом, разработанным Bertone, а не Pininfarina.
1974 Lamborghini Countach – наверное, самый известный автомобиль авторства Гандини и его визитная карточка. Угловатый, широкий и низкий корпус словно склеен из множества трапециевидных плоскостей. Хотя в автомобиле и присутствовали плавные линии, они не смягчали внешней угловатости. Двери гильотинного типа появились на нем прежде всего из-за выдающейся ширины кузова.
1987 Lamborghini P132 или «Проект 132» представлял собой прототип преемника модели Countach. Концепт будущей модели Diablo намотал несколько тысяч километров на испытательном полигоне, после чего отправился в заводской музей.
1991 Bugatti EB110 была представлена публике 15.09.1991 (в день 110-летия Этторе Бугатти) одновременно на площади перед Версалем и у Большой арки Дефанс в Париже. На тот момент по своим характеристикам EB110 утирала нос любым выпущенным до этого суперкарам.
Ciao, Marcello! Requiescat in pace …
Фото из открытых источников и авторское.
#авто #дизайн #италия #гандини #бертоне #ламборгини