Найти тему
Feikofob

Как один увиденный плакат кардинально изменил жизнь

Прошлая статья была посвящена новому концепту всемирно известного автодизайнера Майкла Робинсона, в прошлом шеф-дизайнера Gruppo Bertone. Но знаете ли вы, Сограждане Рунета, как это случилось, что американец стал директором по бренду и дизайну этой знаменитой европейской, более того – итальянской, компании, задававшей стилистику в автомобильном дизайне? Итальянцы всегда были законодателями изысканного стиля, но за американцами с их джинсами и комиксами такого вроде не замечалось. Так как сие произошло?

Жил себе шестнадцатилетний парень в «стране безграничных возможностей и процветания», считающей себя самой крутой и перспективной в мире в прошлом и будущем, а на всех прочих взирающая с пренебрежением … В американскую школу ходил в Кенте, штат Вашингтон, архитектуру изучал, зодчим собирался стать, ибо это круто небоскребы воздвигать – вполне себе американская мечта … И вдруг …

Ох, уж это «вдруг». Вдруг Майклу попался на глаза плакат. Да, просто плакат с изображением автомобиля. Таких рекламных плакатов, конечно, было кругом навалом – с американскими авто. Это был 1972 год, реклама правила балом, американцы и в СССР притаскивали свои машины – «дивитесь и завидуйте», о чем я уже написал статью. Но на плакате был автомобиль, который на фоне амерских тачек выглядел чем-то инопланетным. Это был Lancia Stratos Prototipo Zero от Bertone. Тут лучше процитировать самого Майкла:

«Когда я увидел концепт-кар Bertone 1970 года выпуска, в моей голове зажглась лампочка, потому что это был не только самый красивый автомобиль, который я когда-либо видел, но и самый инновационный автомобиль, который я когда-либо видел. При высоте всего 83 см, однообъемной архитектуре кабины, он использовал переднее лобовое стекло в качестве входной двери, открываясь в стиле "крокодил", стирая все ужасные табу, связанные с тем, что в то время в Америке считалось современным дизайном автомобилей. Я обнаружил, что итальянцы были на несколько световых лет впереди остального мира в области дизайна автомобилей. Поэтому я сосредоточился на этом и сделал это своей личной миссией в жизни. Я хотел пойти туда, где были самые лучшие дизайнеры

1.  Lancia Stratos Prototipo Zero, 1970. Фото из открытого источника.
1. Lancia Stratos Prototipo Zero, 1970. Фото из открытого источника.
2.  Lancia Stratos Prototipo Zero. Фото из открытого источника.
2. Lancia Stratos Prototipo Zero. Фото из открытого источника.
3. Lancia Stratos Prototipo Zero. Фото из открытого источника.
3. Lancia Stratos Prototipo Zero. Фото из открытого источника.

В этот момент Майкл решил не только стать дизайнером автомобилей, но и переехать в Италию, в Турин, в эту Мекку автомобильного дизайна. Но одного решения мало, нужно было еще потрудиться, чтобы это осуществить. Для начала в Сиэтле, в колледже Вашингтонского университета, Майкл получил степени бакалавра - в области изобразительного искусства (в 1978) и в области промышленного дизайна (в 1979). Проведя лето 1978 в Центре дизайна Ford в Дирборне, он сильно разочаровался и поклялся никогда не работать дизайнером в Америке. После учебы он решил посетить каждого производителя автомобилей в Европе, чтобы сравнить немецкий, французский, британский и шведский дизайн со своим кумиром - итальянским дизайном.

В то время в Европе не работали американские дизайнеры, поэтому Майклу это удалось - всем было любопытно, почему это американец ищет тут работу. Каждый его визит был захватывающим опытом. Добравшись наконец до Италии и посетив Феррари, Ламборгини, Мазерати, а также дизайн-студии Bertone, Italdesign, Pininfarina, он утвердился в своей мечте. Он устроился дизайнером в крошечную дизайн-студию Open Design, через год стал фрилансером, открыв свою студию, в 1983 году перебрался в Ghia, итальянский дизайн-центр Ford, где создал свой первый концепт-кар – Ford Ghia Vignale TSX-4, предшественник дизайна универсала Ford Taurus.

4.  Ford Ghia Vignale TSX-4, 1984.  Фото из открытого источника.
4. Ford Ghia Vignale TSX-4, 1984. Фото из открытого источника.

А в 1986 Крис Бэнгл, ставший главным дизайнером экстерьера в Fiat, пригласил Майкла в этот автогигант, где тот проработал 19 лет. В 1996 году (в его 40 лет) Робинсона назначили ведущим дизайнером Liancia, а в 2001 - директором по дизайну Fiat. За время работы в Fiat он руководил разработкой моделей Lancia Dialogos (Tesis), Lybra, Ypsilon, Fiat Grande Punto, Fiat Brabo/Brava (в 1995 году получивший награду "Европейский автомобиль года"), New Ducato и даже Giubileo (папа-мобиль, выпущенный в 1999 году).

5.  Lancia Dialogos. Фото из открытого источника.
5. Lancia Dialogos. Фото из открытого источника.

С 2008 года Майкл ушел в «свободное плавание» и организовал собственную компанию Crossover Creative Consortium, специализирующуюся на дизайне и архитектуре. А в 2009 году Майкл стал новым директором по бренду и дизайну именитого ателье Bertone, где к 100-летнему юбилею Alfa-Romeo создал концепт-кар 2010 Alfa Romeo Pandion, затем 2011 Jaguar B99 (в этом году Бертоне исполнилось 99 лет), Bertone Nuccio, Aston Martin Jet 2 + 2 (Aston Martin Rapide, позже трансформированый в Shooting brake), FAW Besturn X80 SUV …

6.  Alfa Romeo Pandion, 2010. Фото из открытого источника.
6. Alfa Romeo Pandion, 2010. Фото из открытого источника.
7.  Alfa Romeo Pandion, 2010. Фото из открытого источника.
7. Alfa Romeo Pandion, 2010. Фото из открытого источника.
8.  Jaguar B99 , 2011. Фото из открытого источника.
8. Jaguar B99 , 2011. Фото из открытого источника.
9.  Jaguar B99 , 2011. Фото из открытого источника.
9. Jaguar B99 , 2011. Фото из открытого источника.
10. Jaguar B99 , 2011. Фото из открытого источника.
10. Jaguar B99 , 2011. Фото из открытого источника.
11.  Bertone Nuccio. Фото из открытого источника.
11. Bertone Nuccio. Фото из открытого источника.
12.  Bertone Nuccio.  Фото из открытого источника.
12. Bertone Nuccio. Фото из открытого источника.
13. Aston Martin Rapide. Фото из открытого источника.
13. Aston Martin Rapide. Фото из открытого источника.

В 2011 году Робинсон был включен в Зал славы автомобильного дизайна в Национальном автомобильном музее Турина. Вот результат случая увиденного плаката. Что ж, Наполеон Бонапарт говорил: «Случай правит миром». Майкл осуществил свою мечту – он шефом успешно работал в той самой дизайн-студии Bertone, которая его поразила в 16 лет и в которую он так хотел попасть.

Однако, …. тут снова случился «вдруг», на сей раз печальный, - в конце 2013 года из-за финансовой непорядочности владельцев Bertone «накрылась медным тазом», в одночасье 160 ее сотрудников оказались без работы, что, конечно, для Майкла стало тяжелым ударом. Но он это пережил, ушел с частью сотрудников в ED Design, а сейчас работает независимым дизайнером с разными фирмами. Его часто приглашают выступать с ключевыми докладами на всемирных конференциях по инновациям, иллюстрируя будущее автомобиля в эпоху цифровых технологий. Еще один из его последних проектов покажу в следующий раз.

Возвращаясь к плакату - Марчелло Гандини, дизайнер не только Lancia Stratos Prototipo Zero, но и Lamborghini Miura, Countach, Diablo и многих других великолепных авто, умер недавно, 13 марта, в возрасте 85 лет .... R.I.P. ...

Удачи в достижении мечты всем дочитавшим!

#Майкл Робинсон #авто #плакат #дизайн #концепт