Прошлая статья была посвящена новому концепту всемирно известного автодизайнера Майкла Робинсона, в прошлом шеф-дизайнера Gruppo Bertone. Но знаете ли вы, Сограждане Рунета, как это случилось, что американец стал директором по бренду и дизайну этой знаменитой европейской, более того – итальянской, компании, задававшей стилистику в автомобильном дизайне? Итальянцы всегда были законодателями изысканного стиля, но за американцами с их джинсами и комиксами такого вроде не замечалось. Так как сие произошло?
Жил себе шестнадцатилетний парень в «стране безграничных возможностей и процветания», считающей себя самой крутой и перспективной в мире в прошлом и будущем, а на всех прочих взирающая с пренебрежением … В американскую школу ходил в Кенте, штат Вашингтон, архитектуру изучал, зодчим собирался стать, ибо это круто небоскребы воздвигать – вполне себе американская мечта … И вдруг …
Ох, уж это «вдруг». Вдруг Майклу попался на глаза плакат. Да, просто плакат с изображением автомобиля. Таких рекламных плакатов, конечно, было кругом навалом – с американскими авто. Это был 1972 год, реклама правила балом, американцы и в СССР притаскивали свои машины – «дивитесь и завидуйте», о чем я уже написал статью. Но на плакате был автомобиль, который на фоне амерских тачек выглядел чем-то инопланетным. Это был Lancia Stratos Prototipo Zero от Bertone. Тут лучше процитировать самого Майкла:
«Когда я увидел концепт-кар Bertone 1970 года выпуска, в моей голове зажглась лампочка, потому что это был не только самый красивый автомобиль, который я когда-либо видел, но и самый инновационный автомобиль, который я когда-либо видел. При высоте всего 83 см, однообъемной архитектуре кабины, он использовал переднее лобовое стекло в качестве входной двери, открываясь в стиле "крокодил", стирая все ужасные табу, связанные с тем, что в то время в Америке считалось современным дизайном автомобилей. Я обнаружил, что итальянцы были на несколько световых лет впереди остального мира в области дизайна автомобилей. Поэтому я сосредоточился на этом и сделал это своей личной миссией в жизни. Я хотел пойти туда, где были самые лучшие дизайнеры.»
В этот момент Майкл решил не только стать дизайнером автомобилей, но и переехать в Италию, в Турин, в эту Мекку автомобильного дизайна. Но одного решения мало, нужно было еще потрудиться, чтобы это осуществить. Для начала в Сиэтле, в колледже Вашингтонского университета, Майкл получил степени бакалавра - в области изобразительного искусства (в 1978) и в области промышленного дизайна (в 1979). Проведя лето 1978 в Центре дизайна Ford в Дирборне, он сильно разочаровался и поклялся никогда не работать дизайнером в Америке. После учебы он решил посетить каждого производителя автомобилей в Европе, чтобы сравнить немецкий, французский, британский и шведский дизайн со своим кумиром - итальянским дизайном.
В то время в Европе не работали американские дизайнеры, поэтому Майклу это удалось - всем было любопытно, почему это американец ищет тут работу. Каждый его визит был захватывающим опытом. Добравшись наконец до Италии и посетив Феррари, Ламборгини, Мазерати, а также дизайн-студии Bertone, Italdesign, Pininfarina, он утвердился в своей мечте. Он устроился дизайнером в крошечную дизайн-студию Open Design, через год стал фрилансером, открыв свою студию, в 1983 году перебрался в Ghia, итальянский дизайн-центр Ford, где создал свой первый концепт-кар – Ford Ghia Vignale TSX-4, предшественник дизайна универсала Ford Taurus.
А в 1986 Крис Бэнгл, ставший главным дизайнером экстерьера в Fiat, пригласил Майкла в этот автогигант, где тот проработал 19 лет. В 1996 году (в его 40 лет) Робинсона назначили ведущим дизайнером Liancia, а в 2001 - директором по дизайну Fiat. За время работы в Fiat он руководил разработкой моделей Lancia Dialogos (Tesis), Lybra, Ypsilon, Fiat Grande Punto, Fiat Brabo/Brava (в 1995 году получивший награду "Европейский автомобиль года"), New Ducato и даже Giubileo (папа-мобиль, выпущенный в 1999 году).
С 2008 года Майкл ушел в «свободное плавание» и организовал собственную компанию Crossover Creative Consortium, специализирующуюся на дизайне и архитектуре. А в 2009 году Майкл стал новым директором по бренду и дизайну именитого ателье Bertone, где к 100-летнему юбилею Alfa-Romeo создал концепт-кар 2010 Alfa Romeo Pandion, затем 2011 Jaguar B99 (в этом году Бертоне исполнилось 99 лет), Bertone Nuccio, Aston Martin Jet 2 + 2 (Aston Martin Rapide, позже трансформированый в Shooting brake), FAW Besturn X80 SUV …
В 2011 году Робинсон был включен в Зал славы автомобильного дизайна в Национальном автомобильном музее Турина. Вот результат случая увиденного плаката. Что ж, Наполеон Бонапарт говорил: «Случай правит миром». Майкл осуществил свою мечту – он шефом успешно работал в той самой дизайн-студии Bertone, которая его поразила в 16 лет и в которую он так хотел попасть.
Однако, …. тут снова случился «вдруг», на сей раз печальный, - в конце 2013 года из-за финансовой непорядочности владельцев Bertone «накрылась медным тазом», в одночасье 160 ее сотрудников оказались без работы, что, конечно, для Майкла стало тяжелым ударом. Но он это пережил, ушел с частью сотрудников в ED Design, а сейчас работает независимым дизайнером с разными фирмами. Его часто приглашают выступать с ключевыми докладами на всемирных конференциях по инновациям, иллюстрируя будущее автомобиля в эпоху цифровых технологий. Еще один из его последних проектов покажу в следующий раз.
Возвращаясь к плакату - Марчелло Гандини, дизайнер не только Lancia Stratos Prototipo Zero, но и Lamborghini Miura, Countach, Diablo и многих других великолепных авто, умер недавно, 13 марта, в возрасте 85 лет .... R.I.P. ...
Удачи в достижении мечты всем дочитавшим!
#Майкл Робинсон #авто #плакат #дизайн #концепт