Найти тему
Котята-дошколята

Оказывается, мы всё время напрасно избегаем скуки. Скучать полезно

Мы перестали скучать. Только подумайте! Раньше скука была в нашей жизни, а теперь её нет. Почему? Да потому что в тот момент, когда эта самая скука возникает, мы достаём телефон и… нет никакой скуки. Есть кучи часов просмотра полезного и не очень контента, а скуки – нет.

Если вы давно не испытывали скуку, очень рекомендую убрать телефон в моменты его привычного использования: в транспорте, во время ожидания в очереди. Чувство не из приятных. Его хочется заглушить. В этом и есть парадокс скуки.

Потому что именно в неприятности момента спрятано рациональное зерно. Организм от этой неприятности старается избавиться и начинает придумывать способы себя занять. Начинают вертеться шестеренки в голове. В итоге рождаются новые интересные мысли.

Я, например, приспособилась целенаправленно "скучать" во время прогулки с собакой в полях. Раньше я это время занимала себя чем-то полезным или развлекательным: болтала по телефону или слушала ютуб. Теперь просто хожу.
Сначала мозг привычно кричит «скучно-о-о, включи хоть что-нибудь». Но через некоторое время сам находит темы для размышления. И какие! Почти гарантированно возникают какие-нибудь свежие идеи, а то и прямо озарения. Так что телефон приходится доставать уже по другой причине: чтобы эти самые идеи записать.

Тема скуки у детей не менее актуальна. Но тут всё сложнее.

Когда ребёнок заявляет, что ему скучно, он может скрывать за этим разные мотивы. Основных мотивов2️⃣:

  1. неумение себя занять (в силу возраста, характера или просто потому что не научен).
  2. желание привлечь внимание (ребёнку мало внимания родителей или ребёнок пытается бессознательно переключить родителей с их собственных проблем на себя). Здесь уже дело не в скуке, а в способе, который выбрал ребёнок для того, чтобы его заметили.

❗️ Чаще всего испытывают скуку дети до 4-5 лет, это возрастное явление. Они ещё не умеют себя заинтересовывать. И задача родителей – показать как можно больше разных видов деятельности. Творчество, спортивные игры, кружки, привлечение к домашним делам – чем более разноплановый опыт есть у ребёнка, тем выше шанс, что он научится преодолевать состояние скуки.

✅К 6-7 годам такая проблема обычно уходит. Ребёнок довольно быстро находит себе интересное занятие. Главное, чтобы при первым словах «мне скууучно», родители не срывались в роли Чипа и Дейла, спешащих на помощь. Чтобы фантазия включилась, иногда просто нужно время.

Но сколько бы лет не было вашему дошкольнику, всем отлично заходит идея создать свою Нескучную банку. Совместным творчеством, конечно. Дети такое очень любят. К ней нужно обращаться в момент, когда стало скучно.

Нескучная банка с разными активностями
Нескучная банка с разными активностями

➡️Красиво оформляем любую ёмкость.

➡️Придумываем идеи, чем можно заняться, ребёнок принимает активное участие.

➡️Пишем эти идеи на отдельных бумажках. Ещё лучше – если эти идеи сможем выразить картинкой.

➡️Складываем все бумажки в емкость.

➡️Нескучная банка готова. Когда в следующий раз будет скучно, чадо знает, что делать: надо вытащить одну бумажку из банки и выполнить то, что там написано/нарисовано.

Среди таких идей может быть:

  • нарисовать рисунок для папы-мамы-бабушки
  • придумать сюрприз другу
  • сделать карту сокровищ и отправиться на их поиски
  • построить крепость, укрепить подушками и одеялами
  • сделать бумажный самолётик и запустить его
  • придумать историю про любимого героя
  • выступить перед родителями с каким-нибудь номером
  • побегать с собакой/сделать шарик из фольги для кота
  • помочь маме-папе в домашних делах
  • построить самую высокую башню из монет (из копилки, например)
  • забросить как можно больше носков в бельевую корзину

Совсем необязательно, чтобы дело было долгим и сложным. Надо всего лишь запустить мозговую деятельность у ребёнка. Дальше само пойдёт.

Расскажите, в каких ситуациях вам особенно скучно и как вы спасаетесь?