Леониди Игнатьевич Беда всю свою довоенную жизнь считал одним из главных недостатков фамилию. Тем не менее, именно ее он прославил своими подвигами на долгие годы вперед. Сталинград, Кенигсберг, две Золотых звезды Героя Советского Союза, почетный железнодорожник, при этом служивший летчиком, а до этого - несостоявшийся учитель. Человек поистине уникальный. Прошел огонь, воду и медные трубы, а погиб в мирное время на земле, когда ничего не предвещало беды.
Леонид Игнатьевич родился в 1920 году в небольшом поселке под названием Новопокровка. Рано овладел грамотой, чему, еще будучи школьником, обучил и своих родителей. Все шло к тому, чтобы он стал учителем. Собственно на педагога он и поступил учиться после школы. Ну и заодно, чисто для себя, занимался в Уральском аэроклубе. Практически накануне войны, в 1940 году, его призвали в армию. Когда началась Великая Отечественная война, он проходил дополнительное обучение в Чкаловской авиашколе и на фронт попал далеко не сразу. Но зато когда попал, то в самое пекло - Сталинград. И было это 23 августа 1942 года, как раз в тот день, когда фашисты устроили массовый авианалет на город, сбросив на него тысячи бомб и практически сравняв его с землей.
Но этот день был тяжелым не только для самого города, но и для Советских летчиков, пытавшихся отбивать атаки фашистов. Силы были настолько не равны, что наши Герои погибали один за другим. Пришла очередь боевого вылета и только что прибывшему Леониду Беда. И именно в своем первом бою Беда подтвердил то, что фамилия совершенно не соответствует тому, что с ним происходит реально. Во время вылета он оторвался от группы и улетел воевать один, после чего его само собой заметили фашисты. Четыре самолета противника гоняли Леонида Игнатьевича, резвясь с ним, будто с беззащитным котенком. Его самолет был прошит весь вдоль и поперек, однако он не падал и спокойно дотянул до линии фронта, где фашисты уже нарвались на наши зенитки. После того,как его ИЛ-2 сел на аэродроме, в нем насчитали 385 прямых попаданий. "Вот тебе и Беда! А остался цел и невредим." - восклицали удивленные товарищи.
Свой первый орден - Красного Знамени, Беда получил за то, что одним из первых в своем полку додумался до того, что во время боевого вылета стоит сначала бомбить зенитные расчеты врага, а только уже затем цели. Ведь зачем лететь к цели сломя голову, если в тебя тоже все время стреляют? Необходимо устранить помеху и только затем уже заниматься своими делами. Вроде элементарно, но раньше почему-то никто этого не делал. У Леонида Игнатьевича вообще было неординарное мышление и думал он не так как все его сослуживцы. Например, у многих в его полку очень часто гибли именно напарники-стрелки. Фашисты заходили сзади в слепую зону, ликвидировали стрелка и затем уже без помех сам самолет. Беда додумался до того, как с этим бороться. Когда сзади заходил фашист, его напарник подавал ему специальный знак и Беда переворачивал самолет вверх ногами. После такого маневра, пока фашист соображал что и к чему, стрелок сам его ликвидировал. Такая тактика у тандема Беда - Романов работала весьма успешно.
Кстати, сыграло свою роль и учительское прошлое Леонида Игнатьевича. В 1943 году, когда он уже являлся командиром эскадрильи, ее называли не иначе как "школой Беды". Тренировал он сослуживцев не только в воздухе, но и на земле. Кстати, именно после того, как он стал командиром, потери эскадрильи стали разительно снижаться. Как говорят историки, помогал аналитический подход к работе, так присущий Беде. Но и бойцы, в свою очередь, не оставались в стороне, стояли горой за командира. А однажды так и вовсе спасли ему жизнь. Это произошло после того, как машина Беды была подбита и села в тылу противника. Фашисты уже буквально подходили к самолету, где Беда и Романов планировали принять свой последний бой, как на них буквально свалился лейтенант Береснев. Огнем он отогнал фашистов, умудрился усадить к себе в кабину Беду и Романова, и вывез их с вражеской территории.
Кстати, интересный момент касаемо того, как Беда стал почетным железнодорожником. Дело в том, что при отступлении фашисты оставляли после себя не только выжженную землю, но еще и портили железнодорожные пути. Для этих целей у них была специальная машина с крюком, как на фото выше. А восстановление путей занимало затем много времени и финансов. Делали они это, как правило, по ночам, чтобы не видели наши летчики. И вот однажды, летом 1944 года, близ белорусского города Орша Беда, во время одного из боевых вылетов, заметил внизу очень странный железнодорожный путь. Он дал по нему очередью и оказалось, что внизу был натянут брезент с нарисованной железной дорогой. Прямо под брезентом в это время орудовал тот самый крюк, который рушил дорогу. Вредитель был ликвидирован, а участок железной дороги от Орши до Борисова сохранен. Так Беде присвоили звание почетного железнодорожника СССР.
К осени 1944 года Леонид Беда являлся уже полным кавалером Ордена Славы, имел на своем счету 214 боевых вылетов и был представлен к званию Героя Советского Союза. Леонид Игнатьевич должен был принимать участие в параде Победы на Красной площади и пройти ведущим в звене Ил-2, но помешала дождливая погода и воздушная часть парада не состоялась. Ну а вскоре ему было присвоено и второе звание Героя Советского Союза. После войны он остался служить в армии, командовал полком, дивизией, а затем и Белорусским военным округом. Карьера развивалась стремительно, но вдруг, в 1976 году, его жизнь внезапно оборвалась. Имевший за две сотни боевых вылетов, попадавший под сильнейшие обстрелы, но всегда выживавший, Леонид Беда попал в автокатастрофу. Так оборвалась жизнь настоящего Героя, который, кстати, неоднократно пытался сменить фамилию, пока известный Советский партийный деятель Михаил Калинин не сказал ему: "У нас в армии много Ивановых и Петровых, но Беда - один. Вы прославили эту фамилию и менять её я вам запрещаю..."
Читайте также:
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов