Найти тему
Rita Yaster

Хорошие и Плохие школы

Оглавление

Долгое время я считала, что школа не определяет успех человека во взрослой жизни. Если есть способности - то они пробьются и через дебри формального образования и отсутствие репетиторов. Тем более сейчас, в эпоху развитого интернета, когда сидя дома на стуле можно научиться чему угодно. Просто я немного забыла, как становление происходило у меня. И какая огромная доля везения мне помогла не осесть в рабочем болоте за зарплату в 15 тысяч рублей. Если бы я туда попала сразу после университета, то точно знаю, что осталась бы там навсегда. И была бы очень этому рада.

Детский сад

Все начинается с детского сада. Как детский сад может на что-то влиять? А дело в том, что и с детским садом мне очень повезло. Там меня научили читать и писать. У нас было такое разнообразие занятий, которое я смогла оценить только спустя годы, когда уже сама выросла. И я до сих пор помню всё, чем мы там занимались. Поделки лепились из всего, что возможно и невозможно: делали зайчиков из рваной бумаги, которая так похожа на мех. Собирали оригами, гербарии, лепили из пластилина и глины, которую потом обжигали в печах. Рисовали красками, карандашами, мелками, даже углями. В саду был свой живой уголок с небольшими зверями и черепахами. Азы гимнастики, игра на простых музыкальных инструментах, изучали ноты. Будучи ребёнком я с тех пор всегда находила, чем себя можно развлечь и какие штуки творить из простых подручных материалов. Сейчас я считаю, что тогда была заложена мощная база для воображения и творчества. И, как оказалось, такое было далеко не у всех. Подготовка этого детского сада(по знаменитому Петерсону) привела меня в школу полностью готовой к программе, даже с небольшим её опережением. Весь первый класс я вообще не помню, всё давалось без каких-либо проблем. Кроме прописей. Девочка ведь "должна иметь красивый почерк". Синим пламенем гори тот, кто это придумал.

Детский сад - первая ступенька образования маленького человека. Ещё задолго до ЕГЭ, учителей и первых оценок. Это не просто место, куда можно сдать ребёнка на хранение. Оно закладывает как первые социальные психотравмы, когда ты полностью во власти "чужих" взрослых, так и может неистово простимулировать человеческое развитие. Моё первое осмысленное воспоминание, с которого мозг ведёт летопись моей жизни без разрывов, случилось в детском саду: я на пальцах показывала сколько мне лет группе людей. Четыле.

Школа

https://vk.com/art.duende
https://vk.com/art.duende

Школа - это первое место, которое задаёт социальное окружение. Если в классе считается крутым курить и грубить учителю - то подросток будет невольно адаптироваться под эти нормы. В моей школе была "сегрегация по способностям". Если ты считался умненьким по мнению одного конкретного учителя, то отправлялся в "А" класс. Если не очень, то в "Б". И так далее. Если места в "А" не хватило, то будь готов учиться в обезьяннике, где ученик, справивший большую нужду на стол учителя - герой. Я училась в "А", но и мне доставалось за использование в речи мудреных слов, значение которых не понимали местные "авторитеты". Моя социальная ступень в коллективе определялась готовностью дать списать на контрольной.

Очень часто у людей из Хороших Школ среди одноклассников остаются контакты тех, кто оказался успешен во взрослой жизни. Получил хорошее образование, стал востребован в своей профессии. С годами взаимовыручка среди одноклассников приносит очень вкусные плоды. Но этого не будет, если вы учились в захудалой школе на окраине, где половина класса с треском поступила ради формального образования.

Но самое интересное в Плохой Школе - это медали и аттестаты особого образца. Они нужны не ученику и его родителям, а в первую очередь - Плохой Школе. Учителям нужна хорошая статистика оценок и участия в олимпиадах, чтобы получать финансирование и зарплаты.

-2

У нас было в порядке вещей "тянуть" перспективных учеников с хорошими оценками. При этом троечники были предоставлены на откуп судьбе, что нехило било по их самооценке. Но вытягивали и их по инерции, но не в таких масштабах. Я говорю о том, когда тебя тайно зовут переписать сданный ОГЭ на "4". Для аттестата особенного образца нужно "5". Вот там и там ошибки, их быть не должно. Или когда учитель после экзамена сидит вместе с медалистом и переписывает сочинение. Или когда в последний день четверти у дочери учительницы стоит по предмету 8 штук четвёрок, но на следующий день в четверть попадает "5". Я не понимала химию всей душой и не заслужила выше тройки, но меня постоянно гоняли на "доп занятия" и работы над ошибками, чтобы в аттестат попала оценка на пару баллов выше. Просила ли я или кто-нибудь из нас об этом? Никто не просил. Учителя просто предоставляли возможность, а мы этим пользовались. Взрослые говорят, что делать, и ты делаешь. Меня немного "проглядели": новый учитель биологии, не зная, что я из блатных, поставил мне за полугодие "4". И золотая медаль помахала мне ручкой. Я уже думала, что теперь меня оставят в покое с этой имитацией успешных успехов, но серебряную медаль упустить мне уже не дали. Липовые медали никому в жизни ничего не дали. Даже бонуса при поступлении в ВУЗ, как такового, от них не было.

Отдельная история была с олимпиадами. Чтобы Плохой Школе казаться Хорошей, детей нужно слать на соревнования. Готовить к ним совершенно необязательно: все равно честно конкурировать с настоящей Хорошей Школой невозможно. Как-то раз меня записали на олимпиаду по химии(той самой химии, где мой уровень был, максимум, на тройку). Просто потому, что олимпиада проходила в той же школе и в то же время, что и по русскому языку. Два зайца одним учеником. Иронично, что спустя годы мой муж оказался матёрым олимпиадником в самых ненавистных мною областях: химии и биологии.

Но соль в том, что пока ты учишься в Плохой Школе, ты об этом не знаешь. Это как когда ты слишком глуп, чтобы понять, что ты глупый. В Плохой Школе ты лучший среди худших. Но потом настает момент, когда ты становишься худшим среди лучших.

Университет

Основано на реальных событиях
Основано на реальных событиях

В мое время в 2009 году поступить на техническую специальность не составляло труда. Демографическая Яна и престиж юристов-экономистов обрушили порог поступления под плинтус. Таким образом мои скромные баллы привели меня на очень уважаемую специальность факультета. И именно тут я поняла, что значит учиться в очень Плохой Школе. И какая огромная разница может быть с Хорошей.

В моей группе дети поступили из Хорошей Школы сразу всем классом. У всех были достойные баллы по ЕГЭ и устоявшаяся соревновательная система, где самый крутой это тот, кто решает самые крутые задачи. Физика в Плохой Школе сводилась к описанию условий и подстановке формулы, чтобы посчитать ответ. Думать было необязательно. А потом, когда "думать" понадобилось, оказалось, что я не умею. Конечно, в группе были и единицы из таких же Плохих Школ, но эти дети прошли, скорее, вопреки системе, чем с её помощью.

Со временем разница между нами сгладилась за счёт потери некоторыми мотивации и желания освоить эту специальность. Но те, кто были "сильными", ими и остались. Догнать их с посредственной базой и способностями уже практически невозможно. Они много работают, чтобы стать круче, ты много работаешь, чтобы немного их догнать и не выделяться. Мы - разные.

-4

Все эти вопросы насущные влетели в мою голову, когда настала пора выбирать, где жить. Китайцы покупают квартиры рядом с Хорошими Школами, а Хорошие Школы задирают ценники на квадратный метр ввысь. Потому что китайцы шарят в конкуренции за ресурсы. Ребенку полгода, а уже приходится сильно думать, в какой детский сад его водить и какую школу. Я бы, может, и жену бы ему выбрала, дай только волю.