Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Technics SE-A5: есть ли в нём что-то кроме "стрелочек"

В отличии от многих усилителей, которые были предоставлены мне безвозмездно для тестовых обзоров, УМ Technics SE-A5 в паре с предусилителем Technics SU-A6 mkII я приобрёл за свои кровные, одновременно с ещё одним японским "монстром" из начала 80-х - интегральником Denon PMA-970. Было это не то в конце 2015, не то в начале 2016, но это я вспоминаю лишь для того, чтобы сказать что спустя 8 лет цены совсем другие, а значит озвучивать сумму приобретения нет никакого смысла. Тем более что точные цифры из памяти уже улетучились и лишь приблизительно могу сказать что за всё (а вдобавок к усилителям был приобретён японский транс на 100в. с гальванической развязкой на 1,5 кВт) было отдано меньше ста тысяч. Может 90 или 95. Но я изначально был настроен оставить себе только один из двух усилков, но вот какой именно, предстояло выяснить после сравнительного прослушивания. Заранее приношу извинения за качество фотографий используемых в статье: не было у меня на тот момент ни смартфона с приличной камерой, ни нормального фотоаппарата. Да и необходимости в этом я на тот момент не испытывал, поскольку в ряды блогеров тогда ещё не вступил.

Забегая вперёд скажу следующее: ни до, ни после, процесс выбора не был столь мучительным поскольку и у "Техниксов" и у "Денона" были как свои плюсы, так и минусы. И вот с этого момента попробую поподробнее.

Фото автора.
Фото автора.

Technics SE-А5 & SU-А6 (250000 иен за пару на момент старта продаж)(SU-A6mk2, который был у меня- модификация вышедшая тремя годами позже) выпускались с  1980 года и были младшими в линейке (старшие А1 и А3). Ну а от младших ожидать чего-то сверхъестественного и не стоило - добротные "середнячки" и не более того. Но впечатления, вызванные этим знакомством, весьма противоречивые. Легче всего оценить внешность и вот тут спорить вряд ли кто будет: аппараты безусловно "красавчики"(особенно SE-А5), но это всё благодаря огромному аналоговому стрелочному индикатору с янтарной подсветкой, который занимает 80% площади фронтальной панели УМ. А вот со звучанием всё гораздо сложнее. Оно весьма своеобразное, или, как сейчас любят говорить в аудиопрессе «усилитель обладает собственным звуковым почерком» который человек с богатым опытом не спутает ни с чем. Подача музыкального материала несколько смягчённая, что для некоторых музыкальных жанров является несомненным плюсом, но для других может быть серьёзным недостатком. Подправить этот момент посредством подбора акустических или межблочных кабелей можно лишь самую малость. БОльший эффект даст правильный подбор акустики. Предположительно современная акустика средней чувствительности но с хорошей детализацией может составить данному усилителю достойную пару. А вот на вопрос какая из винтажной акустики подойдёт лучше всего, однозначного ответа у меня нет. Но при любом выборе, руководствоваться общими критериями не стоит. Только прослушивание собственными ушами и не где-то там, а у себя дома, позволит принять правильное решение. Лично мне в данном усилителе прежде всего понравилась подача вокала-тепло, душевно-можно расслышать все тончайшие нюансы-практически как на ламповом усилителе. И это при том что усилитель не на мосфетах, а на биполярах.Очень хорошо звучат акустические инструменты: гитара,скрипка,банджо. Вполне достоверно передаётся звучание рояля. В общем для спокойных жанров усилитель весьма неплох. Но для более агрессивной (или динамичной) музыки я бы порекомендовал что-то другое. Даже BoneyM слушать на SE-А5 я не смог. Как то всё аморфно, без остроты(задора) и динамики. Хотя наверное в данном ценовом диапазоне ничего идеального быть не может и выиграв в одном, на чём то другом обязательно потеряешь. Тот же Denon PMA-970 с "диско" справился "на ура", но ожидаемо уступил "Техниксу" в передаче звучания акустических инструментов. Да и вокал исполнителя на "Деноне" звучал чуть прохладнее. Тем не менее выбор тогда был сделан именно в пользу "Денона". Да и сейчас, случись отмотать всё назад, я поступил бы точно так же. Да, магия " стрелочек" - штука сильная, но эффект от неё не слишком продолжительный. За пару недель привыкаешь и перестаешь обращать внимание на "внешние раздражители"😂. И я знаю о чем говорю потому что впоследствии имел общение ещё с несколькими " стрелочными"УМ.В частности с Accuphase и Exclusive. И уже на второй-третий день переставал обращать внимание на их индикаторы. А вот перестать обращать внимание на звук - не получится. Звук- это то, ради чего усилитель и приобретается. Не могу сказать что звук "Техниксов" вообще - не моё. Не моим оказался звук именно данной модели, а вот к примеру звук SE-A100 - совсем другое. А есть ещё пяти и семи-тысячная серия "Техниксов". Да и современная реинкарнация существует. Правда последние я видел лишь на картинке, а живьём не слушал и сказать ничего определённого о их звучании не могу. Но "сотка"- это вещь!

Technics SE-А5 со снятой верхней крышкой.
Technics SE-А5 со снятой верхней крышкой.

Однако в данном случае мы имеем дело не с " соткой" и теми эпитетами которыми бы я наградил SE-A100, в адрес SE-A5 я разбрасываться не готов. Особенно с учётом текущей цены, которую просят за связку мощник+пред. А это 100-110 тысяч в среднем. За такую цену можно найти аппарат гораздо моложе и более универсальный в плане звука. То есть без ярко выраженных жанровых предпочтений. Пусть он будет не 2-х блочным и с более скромной выходной мощностью, но зато будет радовать звучанием на любом материале. А "стрелочки" как и "шашечки": вам ехать или как?

Фото автора.
Фото автора.

P.S. Я почти ничего не сказал по поводу предусилителя Technics SU-A6 mkII, но тому есть причина. Для того, чтобы оценить предусилитель, нужно протестировать его хотя бы с несколькими усилителями мощности и лишь тогда будет понятно: вносит он что-то своё в звук или нет. У меня на тот момент других УМ не было и поэтому такой эксперимент не ставился. Однако я пробовал использовать УМ Technics SE-А5 подключая его напрямую к источнику сигнала, то есть минуя предусилитель. Заметной разницы в звучании я не услышал, а вот то, что такой вариант мягко говоря неудобен (крутить ручки громкости на задней панели "вслепую" сомнительное удовольствие, а отсутствие коммутации, когда у вас не один, а несколько источников сигнала тем более) совершенно определённо. Так что эксплуатацию усилителя мощности без предварительного усилителя считаю нецелесообразным и ничем не оправданным. Экономия? Да Бог с вами! Есть вещи на которых экономить грех.

Любителям играться с проводами питания тут ловить нечего: силовые кабели несменяемые.
Любителям играться с проводами питания тут ловить нечего: силовые кабели несменяемые.

Но фонокорректор, встроенный в предусилитель, вполне приличный для такого класса аппаратуры. Правда его МС секцию я на тот момент оценить не смог - МС картриджи появились у меня позднее. Однако ММ- вполне себе.