Принципы эмоционального интеллекта в лидерстве. Практические советы по созданию атмосферы открытости и доверия.
Вступая на руководящую должность, человек часто пребывает в растерянности – как наладить атмосферу среди подчиненных и не совершить при этом массу ошибок? Попробуем разобраться.
Для руководителя в первую очередь очень важно привести свою команду к успеху, но достичь этого невозможно без доверия и открытости в ней. Необходимо не только хорошо замотивировать людей, но и расположить к себе.
Хороший лидер – это не только история про исключительный ум, развитые когнитивные способности и высокую квалификацию сотрудника, это прежде всего история про развитие эмоционального интеллекта.
Для того чтобы прийти к нему, необходимо прежде всего понять, его главные принципы:
• Эмпатия – умение не только распознать эмоции других людей, но и понять их
• Понимание самого себя – способность осознавать и регулировать свои действия, научитесь разделять себя и свои эмоции
• Самоконтроль и умение экологично выходить из конфликтных ситуаций, направлять свои эмоции в нужное русло
• Коммуникабельность и умение слушать
Необходимо определить, какие из этих навыков у вас развиты, а каким необходимо уделить большее внимание.
Теперь, когда вы выявили ваши сильные и слабые стороны, поговорим о том, как хороший лидер создает открытую и доверительную атмосферу вокруг себя.
Многие полагают, что доверие в компании означает предоставить полную свободу действий сотрудникам, но это ошибочное мнение. Ответственный руководитель дает свободу в определенных рамках, которые будут для него приемлемы. Важно грамотно выстроить план работы, распределить роли и обязанности, сохранять контроль, но при этом не давить.
Итак, доверительные отношения и открытость в команде, как этого достичь?
1. Правильно сформулировать цели
Если у сотрудника не будет ясности в этом аспекте, скорее всего он встанет в защитную позицию и будет настороже. Команде необходимо четкое понимание направления, куда двигаться. Это послужит фундаментом для доверия по отношению к вам и он будет становиться все прочнее с каждой достигнутой задачей.
2. Будьте доступны
Соблюдайте принцип «открытых дверей». Всегда находиться на связи – один из ключевых моментов в работе с командой. Людям приятно думать, что они с руководителем «в одной лодке» и работают над задачей вместе.
3. Дать понять сотрудникам, что руководство заинтересовано их вкладом в общее дело и осознает значимость их работы.
Будьте коммуникабельны, слушайте людей и проявляйте к их мнению интерес. Уважение – вот, что они ждут от настоящего лидера. Важно также проговаривать свои ожидания от работы с командой, о рисках и о своих переживаниях. По вашему примеру другие тоже будут стремиться открываться.
4. Поощрять новые идеи и инициативы
Даже если вы не согласны с предложениям или мнением, позвольте собеседнику высказаться, обсудите в команде этот вопрос. Открытая дискуссия позволит как вам, так и сотрудникам, посмотреть на задачу с разных сторон, а у сотрудника не пропадет энтузиазм к работе и генерации новых идей.
5. Проявляйте заботу о потребностях команды
Для этого нужно научиться быть гибким и найти подход к каждому человеку по отдельности, определить его особенности и на основании этого – выявить точки соприкосновения. Эффективная коммуникация – залог успеха.
6. Не избегайте делегировать задачи.
Если сотрудники будут чувствовать, что вы доверяете им даже самые важные моменты, они будут отвечать вам взаимностью, и вы завоюете их лояльность.
Заключение
Резюмируя сказанное, стоит обратить внимание, что не существует универсального способа для построения доверия в команде, для каждой отдельной группы людей существует свой особенный подход. Задача истинного лидера выявить нужный, взять из предложенных советов то, что подходит именно ему. А главное – быть открытым и искренним с людьми, а они будут отвечать взаимностью.