КЕМ БЫЛ СВЯТОЙ АРХИМАНДРИТ ВАДИМ
Этот подвижник жил в IV-м веке в Персии.
Как повествует летописец, царствовал в ту пору в земле Персидской могущественный правитель Шапур II, восседавший на престоле с 309 по 381 год. Некоторые источники именуют его царем Сапором. Имя этого коварного повелителя сохранилось в древних архивах в связи с тем, что за ним закрепилась печальная слава непримиримого борца с Христовым Учением и жестокого палача христиан.
Преследования были организованы царем Шапуром не столько из-за личной неприязни к проповедникам Христовой Веры, сколько из-за мотивов политических. Дело в том, что в те далекие времена часто происходили ожесточенные и кровопролитные битвы между персами и римлянами, провозгласившими христианство главной религией своего государства. И именно поэтому правитель Шапур объявил всех приверженцев Учения Иисуса, живущих на территории Персии, тайными союзниками римлян и их соглядатаями, и устроил на этих несчастных людей настоящую охоту.
Христиан бросали в тюрьмы и подвергали ужаснейшим истязаниям до тех пор, пока они не отрекались от Спасителя и не соглашались собственноручно истреблять своих братьев по Вере. А тех, кто упорствовал и не отрекался, ждала позорная и мучительная казнь.
В наши дни официально причислено к лику мучеников 270 христиан, пострадавших в период правления злодея Шапура. Их память совершается ежегодно 22 апреля.
В то время был схвачен и заключен в темницу и святой Вадим, который был Персидским архимандритом. Это был человек весьма известный, происходивший из знатного и влиятельного рода.
Монашеский постриг он принял еще в молодости, и все имущество раздал бедным, оставив лишь небольшую часть сокровищ для строительства обители, которую он задумал построить близ своего родного города Вифлапата (сегодня это территория Ирана). В этом монастыре и подвизался он впоследствии долгие годы, считая своим главным предназначением служение Господу и исполнение Его Святой Воли.
Святитель Димитрий Ростовский, которому мы обязаны самым полным описанием житий многих святых угодников Божиих, канонизированных от первых времен христианства до XVIII-го столетия, повествует, что святому Вадиму на некой горе в пустыне явился Господь и благословил его на иноческое житие. Для жителей Персии этот подвижник, по словам того же святителя Димитрия, стал «закваскою мученичества и твердого исповедания Христа, которая утверждала немощных в вере». Этот Божий угодник обладал таким несгибаемым духом и такой крепкой Верой, что никакое плотское искушение не могло поколебать его смирения и упования на Бога.
У архимандрита было много учеников, следовавших его примеру. Благодаря его заботам и непрестанным попечениям число христиан среди персов постоянно увеличивалось, и это очень тревожило царя Шапура, делая его все более подозрительным и недовольным делами архимандрита.
Находясь в темнице, святой Вадим с кротостью сносил причиняемые ему побои и издевательства. Он старался даже находить радость в том, что удостоился принять страдания ради Творца, уподобляясь в том Его Сыну.
Вместе с ним в заключении находились семеро его ближайших учеников, а также градоначальник города Арии по имени Нирсан. Этот человек тоже исповедовал ранее христианство, но поскольку духом он оказался слаб, его преданность Вседержителю не выдержала испытаний, и он отрекся от Веры. Царь Шапур был весьма доволен таким оборотом событий, ведь ни кто-нибудь, а сам городской начальник признал себя идолопоклонником. И потому, желая еще больше закрепить сей успех, он приказал Нирсану лично расправится с главой христианской общины персов – архимандритом Вадимом.
И павший духом Нирсан, страшась новых мучений, согласился на это злодеяние…
Нирсану дали меч. И когда он готовился уже нанести удар святому Вадиму, нечаянно взглянув в лицо праведника, увидел суровый взгляд пастыря и словно бы окаменел… Архимандрит, бывший в прежние годы духовником отступника, спросил его строго, как получилось, что Вера угасла в его сердце настолько, что Нирсан не только отрекся от Бога, но и готов теперь собственными руками казнить тех, кто остался предан Творцу?
Нирсан стоял неподвижно. Ему было страшно слышать эти слова архимандрита, а святой продолжал. Он говорил, что готов умереть за Спасителя, но ему очень жаль стоящего перед ним человека – бывшего христианина, ставшего предателем.
Сердцем Нирсана завладели отчаяние и ужас, но он не раскаялся. Вокруг него толпились язычники и насмехались над его нерешительностью и робостью, не скрывая презрения к нему. И тогда предатель ударил архимандрита мечом. Рука его задрожала, и ему пришлось нанести еще много ударов пастырю, пока душа святого Вадима не покинула его тела и не вознеслась к Небесам.
Тело архимандрита бросили за городские ворота на съедение псам. Однако благочестивые жители тех мест подобрали честные останки подвижника и погребли своего духовного отца с подобающими почестями.
Нирсану же спасенная таким образом жизнь ничего хорошего не принесла. Не в радость стало ему его жалкое существование. Ни богатство, ни роскошное поместье не смогли заглушить в нем внутреннее уныние и тоску. Та часть его души, которая оставалась еще живой, сильно страдала и ввергала градоначальника в отчаяние. В итоге он покончил с собой, упав на тот самый меч, которым обезглавил перед тем Божиего праведника.
Гонения на христиан в Персии продолжались после казни архимандрита еще 4 года. По истечении этого срока коварный Шапур скончался, и всем приверженцам Христова Учения вновь вернули свободу. Среди отпущенных из тюрем людей были и ученика святого Вадима, которые продолжили восхвалять Вседержителя и повсюду рассказывать о подвиге своего настоятеля – святого преподобномученика Вадима.
ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИГА ЭТОГО МУЧЕНИКА ДЛЯ НАС
Мы снова и снова не перестаем удивляться необыкновенной силе духа, пребывающей в сердцах первых христиан.
Сегодня у нас, Слава Богу, не возникают уже ситуации, которые требовали бы он нас такой же проверки нашей преданности Создателю, какой были подвергнуты святые ранних лет христианства. Но при этом искушений в нашей жизни не стало меньше, а воли и крепости Веры в наших сердцах для их преодоления, к сожалению, не стало больше. Потому память о подвигах многочисленного сонма мучеников имеет сегодня для верующих людей особое духовное значение. Их пример требовательности к себе и бескомпромиссности в вопросе вероисповедания - надежнейший образец поведения для всех христиан, живущих после них.
Сегодня нам пока еще, Слава Богу, не грозит гибель за наши убеждения в вопросах Веры, и потому мы часто «расслабляемся» и позволяем себе поддаваться искушениям, думая, что так будет всегда, и что у нас еще достаточно времени, чтобы успеть отмолить свои грехи.
Вспоминая подвиг святого архимандрита Вадима, не лишним было бы хотя бы раз мысленно поставить себя на его место (или на место убившего его Нирсана) и честно спросить себя: «А что бы сделал я, оказавшись в таких тяжелейших обстоятельствах? Покорился бы инстинкту самосохранения или предпочел спасение души через Веру в Спасителя и беззаветную Ему преданность?» И важно не бояться услышать правдивый ответ самому себе, который, скорее всего, нас не обрадует.
Если так, то нужно сделать выводы. Выводы, которые, позволят пересмотреть нам отношение к Вере и Создателю, пересмотреть меру нашей личной ответственности за нашу душу перед Тем, Кто вдохнул ее в нас при рождении с тем, чтобы мы стремились сделаться такими, какими Он нас задумал - творениями, достойными Его Образа и Подобия.
ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ВАДИМА НА РУСИ
На Руси мужественного архимандрита Вадима с давних пор глубоко почитали. Именем этого подвижника нередко называли своих сыновей наши благочестивые соотечественники.
День памяти этого угодника Церковь приурочила к некогда праздновавшемуся у славян торжеству – Дню Отмыкания Родников. Этот праздник имел огромное значение в жизни древних славян до принятия христианства, когда они почитали природные стихии и с особым трепетом относились к источникам питьевой воды – родникам и ключам.
Из-за того, что день памяти святого Вадима совпадал с древним праздником Родников и Ключей, в народе этого Божиего угодника стали часто именовать Вадимом Ключником.
По традиции в этот день памяти Персидского архимандрита, после молебна святому, крестьяне целыми семьями отправлялись к известным им родникам и очищали их от собравшегося за долгую зиму мусора. Работа эта выполнялась очень заботливо и несуетливо. Воду в роднике старались не замутить и не ступали в нее ногами. Исходящий из земли исток укрепляли камнями, а иногда еще и желобок к нему приделывали. Неподалеку вешали деревянный ковшик – для путников, чтобы им было чем утолить жажду.
Вода в этот день считалась особенно полезной и даже целебной. Ею умывались, иной раз и омывались полностью. Вволю напиваясь чистой родниковой водой, верили в то, что святой Вадим через нее исцелит всякую хворь и придаст телу силушки.
Уходя, уносили с собой с родника набранную в кувшин воду. Причем старались воды в этот день набрать не из одного ключа, а из нескольких: чем больше, тем лучше. Эту воду использовали потом очень бережно, по каплям. Не забывали покропить ею также и приготовленные для скорого посева семена.
А вечером в этот день устраивали традиционные чаепития с калачами и постными пирогами с кашей. Об этом обычае пишет в книге «Традиции и быт русского народа» историк Олег Платонов, директор Института русской цивилизации.