В ходе стратегической сессии по строительству Высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург было озвучено, что стоимость полного проезда по маршруту составит 10 тысяч рублей в 2030 году. И это будет самая дорогая поездка, поскольку билет на самолет будет стоить 4,5 тыс рублей, а на "Сапсан" - 6,1 тыс.
Здесь же важно уточнить, что речь, судя по всему, идет о ценах в реальном выражении (то есть, в текущих значениях), поскольку средняя стоимость билетов на самолет и "Сапсан" сейчас плюс-минус такая же. Буквально на днях я летал в Санкт-Петербург. Поездка обошлась в 19 тысяч рублей туда-обратно. Понятно, что средняя стоимость значительно ниже, так как моя покупка билетов производилась впритык к рейсу. Но тем не менее. Если мы говорим о средних ценах, то 4,5 тысячи на самолет - то, что есть сейчас (плюс-минус).
Несколько слайдов из презентации стратегической сессии:
Обращает на себя внимание следующая несостыковка. Так, предполагается, что в 2028 году билет на ВСМ по маршруту Москва - Тверь будет стоить 1,6 тыс рублей (более-менее адекватно, на мой взгляд), а по маршруту Москва - Великий Новгород - уже 7,7 тыс рублей. Как такое вообще возможно?
От Москвы до Твери расстояние порядка 170 километров, от Твери до Великого Новгорода - 370 километров. Понятно, что значения приблизительные и все зависит от трассировки ВСМ, но сильно они не изменятся. И откуда такая сильная разница в ценах за не самое большое расстояние?
Я более чем уверен, что если билет по полному маршруту будет стоить 10 тысяч рублей (или 9 тыс в 2028 году), то вагоны останутся полупустыми. И даже существенная экономия во времени не сможет переубедить большинство граждан сделать выбор в пользу этого вида транспорта. Безусловно своя, скажем так, аудитория найдется и под эти цены. Но как тогда предполагается обеспечить частоту отправления каждые 15 минут - непонятно.
Впрочем, на данный момент я бы особо ситуацию не драматизировал сразу по нескольким причинам.
Во-первых, как можно увидеть из презентации, расчеты делались Министерством экономического развития. Ведомство, возглавляемое сейчас Решетниковым (надеюсь, скоро он уйдет в отставку) не имеет особой субъектности в принятии столь важных решений. А проект ВСМ - действительно стратегический.
Во-вторых, в материале допущена грубейшая ошибка. Так одновременно приводится стоимость билета как на ВСМ, так и на "Сапсан". Хотя после запуска высокоскоростной магистрали предполагается вывести с маршрута "Сапсаны". Собственно, в этом и заключается один из главных аргументов за ВСМ. Строительство отдельных железнодорожных путей позволит освободить ныне существующую линию для грузового движения. Сейчас из-за "Сапсанов" товарные поезда вынуждены делать крюк через Вологду. После введения в эксплуатацию ВСМ ожидается рост грузооборота на маршруте между Москвой и Питером, что положительно скажется на развитии всей экономики в целом.
В-третьих, при расчете тарифов, Минэк, скорее всего, ставил своей целью "коммерческую окупаемость" высокоскоростной магистрали. Однако подобное целеполагание является в корне неверным, поскольку от данного проекта бюджет и без всякой окупаемости непосредственно ВСМ получит огромный эффект. Например, от уже упомянутого выше роста грузооборота или же от значительного роста туристических потоков. Плюс в результате запуска строительства таких объектов порядка трети от затраченной суммы возвращается в казну в виде налогов уже на стадии реализации.
Исходя из всего этого можно сделать вывод, что цифры, приведенные в ходе стратегической сессии, не являются окончательными. Скорее всего это одна из моделей, целеполаганием которой является прямой возврат затраченных на ВСМ бюджетных средств. Впрочем, уже сейчас она выглядит сомнительной, поскольку окупаемость зависит не только от тарифа, но и от пассажиропотока. А он при 10 тыс рублей за билет вряд ли будет на уровне "Сапсанов".