Обычно считается, что люди становятся всё более уверенными в результатах исследований и проведенных опросов, если число выборки (например, количество опрошенных респондентов или число проведенных экспериментов) растет.
Однако, согласно новым данным, когда люди выносят суждения о достоверности результатов, они лишь слегка чувствительны к изменениям размера выборки в 50, 100 или даже 400 раз. Можно сказать, люди одинаково уверены в результатах 30 наблюдений и 3000 наблюдений. Таким образом, здесь находит применение психологический закон малых чисел.
Закон малых чисел показывает склонность преувеличивать вероятность того, что малая выборка точно отражает свойства генеральной совокупности. Хотя чем меньше объём выборки или чем реже проводятся измерения какого-либо параметра, тем выше вероятность отклонения результатов от ожидаемых.
Проще говоря, закон малых чисел — это когда нам кажется, что по отдельному случаю можно судить о положении дел в целом, а по опросу несколько сотен людей об отношении всей общественности к произошедшему событию.
Примеры подобных житейских убеждений:
- Мой дед курил и не болел, значит опасность курения преувеличена
- Я вижу много автобусов, хоть на них и не езжу, значит транспорт ходит хорошо
- Мои родственники купили стиральную машинку фирмы ***, она у них не сломалась, значит фирма *** очень хорошая
- Все мои знакомые добавляют в куриный суп картошку, значит все так делают (а как иначе?)
P.S. Еще больше публикаций можно найти на телеграм-канале «Психологический фреш». Подпишитесь, чтобы не пропускать новые исследования!