Найти тему

История русской святости. Часть 1

Многочисленные образы русских святых из собрания Музея имени Андрея Рублева в памятниках иконописи, декоративно-прикладного искусства, рукописях, представляют всю историю русской святости - от Крещения Руси до Нового времени. Это произведения с ликами русских святых князей, преподобных, основателей бесчисленного числа монастырей по всей Руси, особо чтимых подвижников и молитвенников разных земель, мест и городов. Независимо от того, кем и когда они были созданы и к каким направлениям искусства принадлежат - будь то древнерусская живописная традиция, барокко или классицизм, их объединяет национальная творческая самобытность и прославление духовных подвигов.

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР 1909 год. Мастерская Г.И. и М.И. Чириковых, Москва
Дерево, темпера. 31 × 26,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР 1909 год. Мастерская Г.И. и М.И. Чириковых, Москва Дерево, темпера. 31 × 26,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Распространение христианства на русских землях связано с равноапостольным князем Владимиром Святославичем (около 960–1015), личный выбор которого предопределил пути дальнейшего развития государства. Иконы святого князя Владимира и его младших сыновей, Бориса и Глеба, - имеют различную иконографию. На иконе представлен образ равноапостольного князя, святого Владимира написанный в 1909 году в Москве в мастерской Григория и Михаила Чириковых, о чем свидетельствует надпись по нижнему краю изображения - «Писан. въ мастерскои бр. Чириковыхъ 1909 г въ москвѣ». Братья возглавили мастерскую после смерти отца – знаменитого иконописца из села Мстеры Владимирской губернии Иосифа (Осипа) Семеновича Чирикова (1849–1903), их иконописный язык вобрал самые примечательные черты его творческой манеры – «мелочную» технику с тонкой проработкой деталей и общую ориентацию на искусство строгановских мастеров конца XVI – начала XVII столетия. Креститель Руси изображен в рост, в княжеских одеждах и с царским венцом на голове; одной рукой он опирается на меч, в другой – держит крест.

СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ СВЯТЫХ Вторая четверть – середина XIX века. Мастерская Киево-Печерской Лавры. Дерево, смешанная техника. 71 × 57 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ СВЯТЫХ Вторая четверть – середина XIX века. Мастерская Киево-Печерской Лавры. Дерево, смешанная техника. 71 × 57 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

В XI веке вскоре после христианизации на Руси появляются монастыри, первым и наиболее значимым из которых был Успенский Киево-Печерский. Наряду с основоположниками русского монашества преподобными Антонием (†1073) и Феодосием (около 1008 или 1036–1074) Печерскими, в нем прославился целый сонм святых подвижников – более ста. Жития некоторых вошли в Киево-Печерский патерик (от греческого слова πατερικόν — отечник), основная часть которого создана в первой трети XIII века. Впоследствии он служил образцом для других произведений подобного рода. Иконография Собора Киево-Печерских святых сложилась на основе книжных гравюр XVII века.

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ Вторая половина XIX века. Центральная Россия
Дерево, темпера. 31,6 × 27 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ Вторая половина XIX века. Центральная Россия Дерево, темпера. 31,6 × 27 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Одним из широко известных Киево-Печерских подвижников был Иоанн Многострадальный (XII век). Приняв постриг в молодые годы, Иоанн, несмотря на молитвы и аскезу, не смог избавиться от блудных помыслов. Чтобы противостоять искушениям, он отказался от одежды, носил вериги и по пояс закопал себя. Подвизавшийся таким образом тридцать лет подвижник был погребен в том же положении, в котором совершал свой подвиг. Впоследствии его почитали как помощника в избавлении от блудной страсти. Иконы подвижника, выполненные в разной технике, встречались далеко за пределами Киевских земель.

Со временем в каждой епархии появились свои местночтимые святые, постепенно сформировалась иконография местных Соборов святых подвижников, сложилась традиция их празднования в определенные дни церковного календаря. Своеобразный вариант композиции с местночтимыми святыми сложился в Ростове: погребенные в Успенском кафедральном соборе святители Леонтий (†1076/77?), Исаия (†после 1089) и Игнатий (†1288) изображались в предстоянии Богоматери с Младенцем. Такие иконы были «раздаточными» образами Ростовского архиерейского дома. На эмалевой иконе конца XIX века сонм ростовских святых изображен в молении Владимирской иконе Богоматери в небесах над Ростовским кремлем.

СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ КОНСТАНТИН, МИХАИЛ, ФЕОДОР, ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ, ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ Конец XVII – начало XVIII века. Муром
Дерево, темпера. 31 × 26,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ КОНСТАНТИН, МИХАИЛ, ФЕОДОР, ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ, ПРАВЕДНАЯ ИУЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ Конец XVII – начало XVIII века. Муром Дерево, темпера. 31 × 26,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

На иконе конца XVII – начала XVIII века представлены муромские святые: благоверные князья Константин, Михаил и Феодор (конец XII века?), просветители Муромской земли, широко известные ныне князь Петр и княгиня Феврония Муромские (XIII век) – легендарная супружеская пара, почитавшаяся как образец любви и согласия в браке, а также местночтимая (на момент создания образа) праведная Иулиания Лазаревская (†1604). Бытовали и отдельные иконы Петра и Февронии Муромских небольшого формата, которые служили предметами семейного благочестия. С Муромом связана история святителя Василия Рязанского (†1294 или между 1356 и 1360), который изображается на иконах чудестным образом плывущим по воде, стоя на одеянии.

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ Конец XIX – начало XX века. Холуй. Дерево, темпера
26,7 × 22,2 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ Конец XIX – начало XX века. Холуй. Дерево, темпера 26,7 × 22,2 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Согласно «Повести о Рязанском епископе Василии», он был изгнан из Мурома из-за дьявольских козней. Горожане подняли бунт, увидев девушку, выходившую из келии Василия. Убежденные, что святитель повинен в блуде, жители потребовали, чтобы он покинул город. Василий, отказавшись от предложенной ему лодки, взял в руки икону Богоматери с Младенцем, расстелил на воде мантию и поплыл по реке против течения к Рязани, явив чудо всем присутствовавшим. На иконах часто изображали именно этот момент жития рязанского епископа: святитель стоит на расстеленной на водной глади мантии с иконой в руках.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ ПЕРЕД ГРОБАМИ РОДИТЕЛЕЙ Последняя треть XIX века. Холуй. Дерево, темпера. 26,7 × 21,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ ПЕРЕД ГРОБАМИ РОДИТЕЛЕЙ Последняя треть XIX века. Холуй. Дерево, темпера. 26,7 × 21,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Одним из самых прославленных и почитаемых русских святых являлся преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322–1392), выдающийся церковный и государственный деятель своего времени, имевший большое число учеников и собеседников, многие из которых позже также стали известны своей святой жизнью. Преподобный появился на свет в селе Варницы близ Ростова в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В старости Кирилл и Мария приняли постриг и были похоронены в Хотьковом монастыре. В XIX веке получили распространение образы с преподобным Сергием перед гробами родителей, как правило, небольшого формата, поскольку они предназначались для раздачи паломникам, посещавшим монастырь.

О других образах святых русских подвижников мы расскажем во второй части.

Проект музея «История русской святости. Памятники XVI - начала XX века из собрания Музея имени Андрея Рублева», состоявшийся в 2023-2024 годах на Сахалине, в Новосибирске и Оренбурге, открывается в Рязани в Музейном центре РИАМЗ на ул. Соборной, 22. Выставка открыта с 25 апреля по 13 августа 2024 года.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!