Найти в Дзене
ИндияСвами

Шивапури Баба - йог и мистик, обучавший медитации Льва Толстого и королеву Викторию

Оглавление
Фото: oshomevlana.ru
Фото: oshomevlana.ru

Это история великого просветленного мистика Шивапури Бабы (Говиндананды Бхарати), который в возрасте 100 лет прибыл в Непал после кругосветного путешествия и покинул свое тело в 137 лет в Дхрувастхали в 1963 году. Шивапури Баба лично знал Льва Толстого и Эйнштейна, а также прожил в Букингемском дворце четыре года и провел 18 частных встреч с британской королевой Викторией, на которых она получила прямые учения по йоге.

Ниже приведен мы приводим отрывок из книги Свами Ананда Аруна «Одинокий искатель, множество мастеров» о Шивапури Бабе.

Йог и королева

Неизвестный индийский мистик с глубоким проницательным взглядом и гипнотической внешностью прибыл в Рим в конце девятнадцатого века. Он уже прошел пешком через Афганистан, Иран, Иерусалим и Турцию, а также через Балканы в Грецию, прежде чем наконец достиг итальянской столицы. Там он получил приглашение от самой королевы Виктории посетить Букингемский дворец и погостить у нее в качестве королевского гостя.

Шивапури Баба приехал в Великобританию в 1890-ые годы. Фото: oshomevlana.ru
Шивапури Баба приехал в Великобританию в 1890-ые годы. Фото: oshomevlana.ru

Королева заинтересовалась индийским мистицизмом и хотела исследовать его более глубокие сферы. Услышав, что в Европу приехал мистик, овеянный ореолом таинственности и святости, она захотела встретиться с йогом и узнать от него нюансы этой эзотерической науки.

Как уже говорилось вы, Баба принял королевское приглашение, прожил в Букингемском дворце четыре года и провел восемнадцать частных встреч с королевой, во время которых, как говорят, он передал ей особые йогические знания и практики.

Виктория просила его не покидать Англию, пока она жива, поэтому он жил во дворце и стал ее духовным наставником и советником. После того как царственная особа покинула свое тело в 1901 году, просветленная душа йогина вновь продолжила свое паломничество по миру пешком.

Проведя три года в Америке, он отправился в Мексику, затем в Южную Америку, Новую Зеландию и Австралию и в 1913 году достиг Японии. После этого он отправился в Китай и Тибет и, наконец, в 1926 году достиг Непала, в 100-летнем возрасте пешком преодолев пересек великий Гималайский хребет.

Начало пути по звездам

Шивапури Баба родился в 1826 году в деревне недалеко от Каньякумари, Керала, Индия. Он и его сестра-близнец родились в зажиточной семье брамина. Один из их предков был министром во дворце Султана Майсура. Родители близнецов рано умерли, и их воспитывали дедушка Ачьютам и его жена.

Ачьютам был выдающимся астрологом, который изучал звезды, лежа на кровати во внутреннем дворике своего дома. Однажды Шивапури положил на кровать тоненький матрас и накрыл его простыней, чтобы дедушке было удобнее лежать. Вечером Ачьютам во время наблюдения за звездами заметил: «Как получилось, что небо сегодня приблизилось?»

Все были ошеломлены этим замечанием. Ачьютам был настолько интуитивен в астрологических расчетах, что мог измерить разницу в дюйм невооруженным глазом без использования современного телескопа.

Ачьютам по звездам предсказал, что его жена умрет от укуса змеи в определенный день. О той ночи Шивапури Баба говорит:

«Моя бабушка рассказывала нам по вечерам разные истории. Однажды, после рассказа, она сознательно пошла и уснула возле змеи. Она знала, что умрет именно так». Ночью она действительно умерла от укуса змеи.

Когда Шивапури исполнилось восемнадцать, его дед выразил желание передать домашние обязанности внуку и стать аскетом, чтобы медитировать в лесах Амаркантака, на истоке священной реки Нармада.

"Пока мы не осознаем Бога, все, что мы делаем, будет идти против нас", - Шивапури Баба.
"Пока мы не осознаем Бога, все, что мы делаем, будет идти против нас", - Шивапури Баба.

Услышав это, Шивапури Баба передал всё имущество сестре и вместе с дедушкой отправился в Амаркантак. После семи лет медитации в лесу, его дед умер. Тогда Бабе было всего двадцать пять лет. Перед смертью дедушка предсказал, что Баба обретет просветление еще в этой жизни, и взял с Бабы обещание, что после просветления он будет путешествовать по миру, помогая тем, кто нуждается в духовном руководстве. Он также сказал Бабе, что в их семье никто никогда не просил милостыню, и дал Бабе мешок с драгоценными камнями, чтобы покрыть его расходы во время его путешествия на Запад.

Выполнив погребальные ритуалы для своего деда, Шивапури Баба углубился в лес и начал медитировать в полном одиночестве, питаясь корнями и дикими плодами. После двадцати пяти лет напряженных поисков истины он стал просветленным в возрасте пятидесяти лет. Он очень поэтично описал свое просветление:

«Бог явился во вспышке. На все вопросы были даны ответы, и все проблемы были решены навсегда», — сказал он.

После просветления Шивапури Баба, как и обещал своему деду, в течение следующих пятидесяти лет путешествовал по миру, причем преимущественно пешком.

Встречи с мировыми знаменитостями, писателями и правителями

Во время своего мирового турне он встретился со многими главами государств и интеллектуалами, включая Льва Толстого, мадам Кюри, Альберта Эйнштейна, Джорджа Бернарда Шоу, Рамакришну Парамхансу, Шри Ауробиндо, Махатму Ганди, Балгангадхара Тилака и многих других.

С ним путешествовал его ученик Рену Лал Сингх, который рассказал несколько интересных случаев из мирового турне Шивапури Бабы.

Например, Шивапури Баба встретил Альберта Эйнштейна, когда он был еще молодым студентом-математиком в Швейцарии. Баба бросил вызов основной математической аксиоме 1 + 1 = 2. Эйнштейн, столь скромный и готовый учиться, обдумывал это предложение, но не смог довести его до логического конца. Как вспоминает Сингх, Баба сказал Эйнштейну: «Абсолютно говоря, существует только Бог, поэтому вопрос о добавлении одной вещи к другой не может рассматриваться. Условно говоря, не существует двух однородных вещей или существ. Так что говорить 1 + 1 = 2, конечно, удобно, но неверно».

А однажды Шивапури Баба опоздал на встречу с писталем Джорджем Бернардом Шоу. Когда он наконец прибыл, Шоу с сарказмом заметил: «Я не люблю индуистских йогов, потому что вы не уважаете время», на что Баба довольно спокойно ответил: «Вы, жители Запада, — рабы времени, но мы живем в незагрязненном мире и, следовательно, находимся за пределами его рабства».

Баба также провел около месяца в Москве с писателем Львом Толстым в беседах о духовности, йоге и медитации. Рассказывали, что экономка Толстого была вне себя от радости, узнав от Бабы рецепты индийской кухни. А сам Толстой настолько привязался к йогину, что не хотел отпускать его. Говорят, что Бабе даже пришлось тайком покидать дом писателя под покровом ночи.

Возвращение в Индию и переход в Непал

Завершив свое кругосветное путешествие, Баба в конце концов прибыл в Непал в 1926 году в преклонном возрасте ста лет. Вскоре после этого он вернулся в Бенарас (сейчас Варанаси) в Индии.

Вернувшись в Азию, Шивапури Баба осел в Непале. Фото: oshomevlana.ru
Вернувшись в Азию, Шивапури Баба осел в Непале. Фото: oshomevlana.ru

Видный местный деятель Маданмохан Мальвия собирался основать индуистский университет в Бенарасе. Мальвия был очень впечатлен богатством знаний и интеллекта Бабы и предложил ему должность первого вице-канцлера в университете. Баба отклонил предложение и вместо этого пожертвовал университету 50 000 рупий, а затем уехал в свой родной город, чтобы навести справки о своей сестре-близнеце.

Спустя семьдесят лет йог вернулся в свой дом странствующим саньясином и обнаружил, что его сестра давно умерла. Тогда он завершил несколько семейных дел и удалился в леса Шивапури в Непале. Он прожил на холме Шивапури тридцать семь лет, пока не покинул тело в возрасте ста тридцати семи лет. Святой стал синонимом холма Шивапури, за что получил имя Шивапури Баба.

ВНЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

Однажды, когда Баба жил в лесу Шивапури, у Бабы закончились запасы еды. Баба зажег огонь и сел рядом с ним, чтобы медитировать, и велел своему ученику Мадхаву Бадже принести припасы, прежде чем закрыть глаза и погрузиться в медитацию.

Мадхав Бадже отправился на ближайший рынок в Нараянтане, но не смог вернуться в хижину Бабы, потому что заболел тяжелым приступом дизентерии и был прикован к постели на неделю. Когда через неделю он вернулся с пайком, он обнаружил, что в хижине Бабы очень тихо. Он почувствовал, что Баба, должно быть, ушел куда-то за едой, но когда он вошел, он увидел, что Баба сидит в том же положении, в каком он оставил его. Когда Баба услышал, как вошел Бадже, он сказал: «Ты еще не ушел на рынок?».

Баба находился в трансовом состоянии самадхи целую неделю и потерял всякое чувство времени и пространства.

Статуя Шивапури Бабы в Непале. Фото: en.wikipedia.org
Статуя Шивапури Бабы в Непале. Фото: en.wikipedia.org

ПЕРВАЯ ОШИБКА

Однажды ночью на холме Шивапури выпал сильный снегопад. Внезапно в хижине Бабы появился йог и спросил, можно ли ему переночевать там. У йогов есть традиция кормить и давать приют, если в их хижину или пещеру приходит другой йог.

Баба велел Мадхаву Бадже приготовить для него ужин, но, поскольку в хижине ничего не было, Мадхав Бадже немного смутился и не знал, что делать. Когда Баба осознал затруднительное положение Бадже, он сказал ему:

«Даже если там осталось рисовое зернышко или чечевица, принеси их мне».

Бадже нашел в корзине несколько зерен риса и чечевицы. Баба сказал ему положить его в кастрюлю и поставить на огонь. Но поскольку дрова пропитались снегом, он не смог разжечь огонь. Увидев это, Баба сел рядом с костром, закрыл глаза и подул на мокрые дрова. Мокрые дрова начали гореть, как сухие. К удивлению Мадхава Бадже, через некоторое время он увидел, что кипящая кастрюля полна джауло - смеси чечевицы и риса.

Бадже кормил гостя, пока тот не был полностью удовлетворен. Мадхав Бадже был поражен и счастлив увидеть, как его Гуру совершил чудо, но Шивапури Баба выглядел немного грустным. Когда они остались вдвоем, Баба сказал Бадже:

«Сегодня, хотя это и было из сострадания, я все же нарушил правило природы. Это была первая ошибка в моей жизни».

Хотя Шивапури Баба обладал множеством экстрасенсорных способностей, он воздерживался от их использования, но иногда сострадание может пересилить решимость даже величайших из нас.

Хижина Шивапури Бабы в национальном парке Шивапури. Фото: ne.wikipedia.org
Хижина Шивапури Бабы в национальном парке Шивапури. Фото: ne.wikipedia.org

ВТОРАЯ ОШИБКА

Баба, которому было более ста пятнадцати лет, уже переехал в лес Дхрувастхали за храмом Пашупатинатх. Его основным источником пищи было молоко от коровы, которую кто-то ему подарил. Особенностью коровы было то, что она давала четверть литра молока каждый раз, когда ее доили.

Территория нынешнего аэропорта Катманду в те времена была обычным пастбищем для скота. Пастухи заговорили об этой особенной корове, которая давала молоко каждый раз, когда ее доили. В те времена в Непале принадлежала аристократической семье Рана. Пастух влиятельного члена семьи Рана узнал об этой особенной корове и рассказал ему о ней.

«Эта корова должна принадлежать твоему дворцу, а йогин может обойтись любой коровой», — сказал он ему.

Аристократ велел пастуху взять у Бабы корову и дать взамен трех коров хорошего качества. Несколько солдат пошли к Шивапури Бабе и объявили о приказе аристократа, но Баба категорически отказался. Солдаты вернулись и сказали аристократу:

«Этот йогин был чрезвычайно упрям; он не согласился бы обменять свою корову. Как он смеет жить под вашим правлением и не подчиняться вам? Для нас это большое оскорбление».

Аристократ тоже рассердился и сказал:

«Привяжите трех коров в его коровнике и приведите эту корову сюда, даже если это придется применить силу».

По его приказу солдаты вернулись и силой забрали корову Бабы. Шивапури Баба отвязал трех коров, которые они оставили у него, и вернул их аристократу. Однако в душе Бабы вспыхнула искра гнева по отношению к аристократу. Только потому, что у него была власть, он лишил единственного источника пищи йога, который полностью полагался на существование.

В ту же ночь у аристократа началась рвота кровью, а наутро он умер. Дело не в том, что Баба причинил ему вред или его гнев убил его, но когда вы не уважаете йога, который стал единым с существованием и полностью зависит от него, вы не уважаете само божественное.

Аристократу пришлось понести плоды собственного высокомерия. Когда Баба услышал это, он сказал, что его гнев той ночью был второй ошибкой в ​​его жизни.

"Человек не может искренне обратиться к Богу, если он полностью не потерпит неудачу в жизни." Фото: My homeopathy
"Человек не может искренне обратиться к Богу, если он полностью не потерпит неудачу в жизни." Фото: My homeopathy

Последнее испытание ученика

Мадхав Бадже служил Шивапури Бабе с величайшей преданностью на протяжении всей своей жизни. За несколько дней до того, как Баба покинул свое тело, он сказал Бадже:

«Когда я покину свое тело, ты останешься один. Собственной собственности у вас действительно нет. Поскольку ты всегда заботился обо мне, у тебя не было времени учиться. Вам понадобится что-то для поддержания вашей жизни. Поэтому я чувствую, что мне нужно договориться для вас. Почему бы тебе не поднести ко мне этот железный стул. Я прикоснусь к нему и превращу его в золото. Таким образом, ты сможешь прожить свою жизнь комфортно».

Услышав это, Бадже заплакал, упал к ногам Бабы и сказал:

«Если моего учителя нет со мной, что я буду делать с золотым стулом? Мне это не нужно».

Баба улыбнулся и сказал:

«Хорошо, это было твое последнее испытание, и ты его прошел. Я отдам тебя на попечение самого Бога. Он позаботится обо всех твоих потребностях и о том, чтобы у тебя не было проблем».

Гуру испытывает своих учеников до последних мгновений своей жизни. Ученик должен обладать доверием, терпением и удовлетворенностью, как Мадхав Бадже.

За несколько дней до того, как Баба покинул тело, ученик спросил у него:

«Кто будет вести нас, когда ты покинешь свое тело?»

Баба ответил: «Другой просветленный мастер также может прийти и помочь вам. И если вы молитесь с полным доверием, я приду и буду вести вас во сне».

Прошло более сорока лет с тех пор, как Баба покинул свое тело, но говорят, что преданные Бабы и сегодня регулярно получают личное руководство от Бабы.

Знамениты изречения Шивапури Бабы

  • Человек не может искренне обратиться к Богу, если он полностью не потерпит неудачу в жизни.
  • Лучшее место для жизни — лес. Все остальные места — ад.
  • Ортодоксы меня не любят, потому что я живу как современный человек, а современные люди меня не любят, потому что я говорю как ортодокс.
  • Пока вы гонитесь за материальными объектами, вашим страданиям не будет конца. Когда это прекратится, вы станете счастливыми сами по себе.
  • Индуистская троица Брахмы, Бишну и Махешвора бесполезна. Раньше я бегал за ними, теперь они бегают за мной.
  • Искусство должно быть идеалистическим, мышление — реалистичным, а жизнь — художественной.
  • Пока мы не осознаем Бога, все, что мы делаем, будет идти против нас.
  • Условно говоря, все правы, абсолютно говоря, все неправы.

Читайте также: