Это история великого просветленного мистика Шивапури Бабы (Говиндананды Бхарати), который в возрасте 100 лет прибыл в Непал после кругосветного путешествия и покинул свое тело в 137 лет в Дхрувастхали в 1963 году. Шивапури Баба лично знал Льва Толстого и Эйнштейна, а также прожил в Букингемском дворце четыре года и провел 18 частных встреч с британской королевой Викторией, на которых она получила прямые учения по йоге.
Ниже приведен мы приводим отрывок из книги Свами Ананда Аруна «Одинокий искатель, множество мастеров» о Шивапури Бабе.
Йог и королева
Неизвестный индийский мистик с глубоким проницательным взглядом и гипнотической внешностью прибыл в Рим в конце девятнадцатого века. Он уже прошел пешком через Афганистан, Иран, Иерусалим и Турцию, а также через Балканы в Грецию, прежде чем наконец достиг итальянской столицы. Там он получил приглашение от самой королевы Виктории посетить Букингемский дворец и погостить у нее в качестве королевского гостя.
Королева заинтересовалась индийским мистицизмом и хотела исследовать его более глубокие сферы. Услышав, что в Европу приехал мистик, овеянный ореолом таинственности и святости, она захотела встретиться с йогом и узнать от него нюансы этой эзотерической науки.
Как уже говорилось вы, Баба принял королевское приглашение, прожил в Букингемском дворце четыре года и провел восемнадцать частных встреч с королевой, во время которых, как говорят, он передал ей особые йогические знания и практики.
Виктория просила его не покидать Англию, пока она жива, поэтому он жил во дворце и стал ее духовным наставником и советником. После того как царственная особа покинула свое тело в 1901 году, просветленная душа йогина вновь продолжила свое паломничество по миру пешком.
Проведя три года в Америке, он отправился в Мексику, затем в Южную Америку, Новую Зеландию и Австралию и в 1913 году достиг Японии. После этого он отправился в Китай и Тибет и, наконец, в 1926 году достиг Непала, в 100-летнем возрасте пешком преодолев пересек великий Гималайский хребет.
Начало пути по звездам
Шивапури Баба родился в 1826 году в деревне недалеко от Каньякумари, Керала, Индия. Он и его сестра-близнец родились в зажиточной семье брамина. Один из их предков был министром во дворце Султана Майсура. Родители близнецов рано умерли, и их воспитывали дедушка Ачьютам и его жена.
Ачьютам был выдающимся астрологом, который изучал звезды, лежа на кровати во внутреннем дворике своего дома. Однажды Шивапури положил на кровать тоненький матрас и накрыл его простыней, чтобы дедушке было удобнее лежать. Вечером Ачьютам во время наблюдения за звездами заметил: «Как получилось, что небо сегодня приблизилось?»
Все были ошеломлены этим замечанием. Ачьютам был настолько интуитивен в астрологических расчетах, что мог измерить разницу в дюйм невооруженным глазом без использования современного телескопа.
Ачьютам по звездам предсказал, что его жена умрет от укуса змеи в определенный день. О той ночи Шивапури Баба говорит:
«Моя бабушка рассказывала нам по вечерам разные истории. Однажды, после рассказа, она сознательно пошла и уснула возле змеи. Она знала, что умрет именно так». Ночью она действительно умерла от укуса змеи.
Когда Шивапури исполнилось восемнадцать, его дед выразил желание передать домашние обязанности внуку и стать аскетом, чтобы медитировать в лесах Амаркантака, на истоке священной реки Нармада.
Услышав это, Шивапури Баба передал всё имущество сестре и вместе с дедушкой отправился в Амаркантак. После семи лет медитации в лесу, его дед умер. Тогда Бабе было всего двадцать пять лет. Перед смертью дедушка предсказал, что Баба обретет просветление еще в этой жизни, и взял с Бабы обещание, что после просветления он будет путешествовать по миру, помогая тем, кто нуждается в духовном руководстве. Он также сказал Бабе, что в их семье никто никогда не просил милостыню, и дал Бабе мешок с драгоценными камнями, чтобы покрыть его расходы во время его путешествия на Запад.
Выполнив погребальные ритуалы для своего деда, Шивапури Баба углубился в лес и начал медитировать в полном одиночестве, питаясь корнями и дикими плодами. После двадцати пяти лет напряженных поисков истины он стал просветленным в возрасте пятидесяти лет. Он очень поэтично описал свое просветление:
«Бог явился во вспышке. На все вопросы были даны ответы, и все проблемы были решены навсегда», — сказал он.
После просветления Шивапури Баба, как и обещал своему деду, в течение следующих пятидесяти лет путешествовал по миру, причем преимущественно пешком.
Встречи с мировыми знаменитостями, писателями и правителями
Во время своего мирового турне он встретился со многими главами государств и интеллектуалами, включая Льва Толстого, мадам Кюри, Альберта Эйнштейна, Джорджа Бернарда Шоу, Рамакришну Парамхансу, Шри Ауробиндо, Махатму Ганди, Балгангадхара Тилака и многих других.
С ним путешествовал его ученик Рену Лал Сингх, который рассказал несколько интересных случаев из мирового турне Шивапури Бабы.
Например, Шивапури Баба встретил Альберта Эйнштейна, когда он был еще молодым студентом-математиком в Швейцарии. Баба бросил вызов основной математической аксиоме 1 + 1 = 2. Эйнштейн, столь скромный и готовый учиться, обдумывал это предложение, но не смог довести его до логического конца. Как вспоминает Сингх, Баба сказал Эйнштейну: «Абсолютно говоря, существует только Бог, поэтому вопрос о добавлении одной вещи к другой не может рассматриваться. Условно говоря, не существует двух однородных вещей или существ. Так что говорить 1 + 1 = 2, конечно, удобно, но неверно».
А однажды Шивапури Баба опоздал на встречу с писталем Джорджем Бернардом Шоу. Когда он наконец прибыл, Шоу с сарказмом заметил: «Я не люблю индуистских йогов, потому что вы не уважаете время», на что Баба довольно спокойно ответил: «Вы, жители Запада, — рабы времени, но мы живем в незагрязненном мире и, следовательно, находимся за пределами его рабства».
Баба также провел около месяца в Москве с писателем Львом Толстым в беседах о духовности, йоге и медитации. Рассказывали, что экономка Толстого была вне себя от радости, узнав от Бабы рецепты индийской кухни. А сам Толстой настолько привязался к йогину, что не хотел отпускать его. Говорят, что Бабе даже пришлось тайком покидать дом писателя под покровом ночи.
Возвращение в Индию и переход в Непал
Завершив свое кругосветное путешествие, Баба в конце концов прибыл в Непал в 1926 году в преклонном возрасте ста лет. Вскоре после этого он вернулся в Бенарас (сейчас Варанаси) в Индии.
Видный местный деятель Маданмохан Мальвия собирался основать индуистский университет в Бенарасе. Мальвия был очень впечатлен богатством знаний и интеллекта Бабы и предложил ему должность первого вице-канцлера в университете. Баба отклонил предложение и вместо этого пожертвовал университету 50 000 рупий, а затем уехал в свой родной город, чтобы навести справки о своей сестре-близнеце.
Спустя семьдесят лет йог вернулся в свой дом странствующим саньясином и обнаружил, что его сестра давно умерла. Тогда он завершил несколько семейных дел и удалился в леса Шивапури в Непале. Он прожил на холме Шивапури тридцать семь лет, пока не покинул тело в возрасте ста тридцати семи лет. Святой стал синонимом холма Шивапури, за что получил имя Шивапури Баба.
ВНЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА
Однажды, когда Баба жил в лесу Шивапури, у Бабы закончились запасы еды. Баба зажег огонь и сел рядом с ним, чтобы медитировать, и велел своему ученику Мадхаву Бадже принести припасы, прежде чем закрыть глаза и погрузиться в медитацию.
Мадхав Бадже отправился на ближайший рынок в Нараянтане, но не смог вернуться в хижину Бабы, потому что заболел тяжелым приступом дизентерии и был прикован к постели на неделю. Когда через неделю он вернулся с пайком, он обнаружил, что в хижине Бабы очень тихо. Он почувствовал, что Баба, должно быть, ушел куда-то за едой, но когда он вошел, он увидел, что Баба сидит в том же положении, в каком он оставил его. Когда Баба услышал, как вошел Бадже, он сказал: «Ты еще не ушел на рынок?».
Баба находился в трансовом состоянии самадхи целую неделю и потерял всякое чувство времени и пространства.
ПЕРВАЯ ОШИБКА
Однажды ночью на холме Шивапури выпал сильный снегопад. Внезапно в хижине Бабы появился йог и спросил, можно ли ему переночевать там. У йогов есть традиция кормить и давать приют, если в их хижину или пещеру приходит другой йог.
Баба велел Мадхаву Бадже приготовить для него ужин, но, поскольку в хижине ничего не было, Мадхав Бадже немного смутился и не знал, что делать. Когда Баба осознал затруднительное положение Бадже, он сказал ему:
«Даже если там осталось рисовое зернышко или чечевица, принеси их мне».
Бадже нашел в корзине несколько зерен риса и чечевицы. Баба сказал ему положить его в кастрюлю и поставить на огонь. Но поскольку дрова пропитались снегом, он не смог разжечь огонь. Увидев это, Баба сел рядом с костром, закрыл глаза и подул на мокрые дрова. Мокрые дрова начали гореть, как сухие. К удивлению Мадхава Бадже, через некоторое время он увидел, что кипящая кастрюля полна джауло - смеси чечевицы и риса.
Бадже кормил гостя, пока тот не был полностью удовлетворен. Мадхав Бадже был поражен и счастлив увидеть, как его Гуру совершил чудо, но Шивапури Баба выглядел немного грустным. Когда они остались вдвоем, Баба сказал Бадже:
«Сегодня, хотя это и было из сострадания, я все же нарушил правило природы. Это была первая ошибка в моей жизни».
Хотя Шивапури Баба обладал множеством экстрасенсорных способностей, он воздерживался от их использования, но иногда сострадание может пересилить решимость даже величайших из нас.
ВТОРАЯ ОШИБКА
Баба, которому было более ста пятнадцати лет, уже переехал в лес Дхрувастхали за храмом Пашупатинатх. Его основным источником пищи было молоко от коровы, которую кто-то ему подарил. Особенностью коровы было то, что она давала четверть литра молока каждый раз, когда ее доили.
Территория нынешнего аэропорта Катманду в те времена была обычным пастбищем для скота. Пастухи заговорили об этой особенной корове, которая давала молоко каждый раз, когда ее доили. В те времена в Непале принадлежала аристократической семье Рана. Пастух влиятельного члена семьи Рана узнал об этой особенной корове и рассказал ему о ней.
«Эта корова должна принадлежать твоему дворцу, а йогин может обойтись любой коровой», — сказал он ему.
Аристократ велел пастуху взять у Бабы корову и дать взамен трех коров хорошего качества. Несколько солдат пошли к Шивапури Бабе и объявили о приказе аристократа, но Баба категорически отказался. Солдаты вернулись и сказали аристократу:
«Этот йогин был чрезвычайно упрям; он не согласился бы обменять свою корову. Как он смеет жить под вашим правлением и не подчиняться вам? Для нас это большое оскорбление».
Аристократ тоже рассердился и сказал:
«Привяжите трех коров в его коровнике и приведите эту корову сюда, даже если это придется применить силу».
По его приказу солдаты вернулись и силой забрали корову Бабы. Шивапури Баба отвязал трех коров, которые они оставили у него, и вернул их аристократу. Однако в душе Бабы вспыхнула искра гнева по отношению к аристократу. Только потому, что у него была власть, он лишил единственного источника пищи йога, который полностью полагался на существование.
В ту же ночь у аристократа началась рвота кровью, а наутро он умер. Дело не в том, что Баба причинил ему вред или его гнев убил его, но когда вы не уважаете йога, который стал единым с существованием и полностью зависит от него, вы не уважаете само божественное.
Аристократу пришлось понести плоды собственного высокомерия. Когда Баба услышал это, он сказал, что его гнев той ночью был второй ошибкой в его жизни.
Последнее испытание ученика
Мадхав Бадже служил Шивапури Бабе с величайшей преданностью на протяжении всей своей жизни. За несколько дней до того, как Баба покинул свое тело, он сказал Бадже:
«Когда я покину свое тело, ты останешься один. Собственной собственности у вас действительно нет. Поскольку ты всегда заботился обо мне, у тебя не было времени учиться. Вам понадобится что-то для поддержания вашей жизни. Поэтому я чувствую, что мне нужно договориться для вас. Почему бы тебе не поднести ко мне этот железный стул. Я прикоснусь к нему и превращу его в золото. Таким образом, ты сможешь прожить свою жизнь комфортно».
Услышав это, Бадже заплакал, упал к ногам Бабы и сказал:
«Если моего учителя нет со мной, что я буду делать с золотым стулом? Мне это не нужно».
Баба улыбнулся и сказал:
«Хорошо, это было твое последнее испытание, и ты его прошел. Я отдам тебя на попечение самого Бога. Он позаботится обо всех твоих потребностях и о том, чтобы у тебя не было проблем».
Гуру испытывает своих учеников до последних мгновений своей жизни. Ученик должен обладать доверием, терпением и удовлетворенностью, как Мадхав Бадже.
За несколько дней до того, как Баба покинул тело, ученик спросил у него:
«Кто будет вести нас, когда ты покинешь свое тело?»
Баба ответил: «Другой просветленный мастер также может прийти и помочь вам. И если вы молитесь с полным доверием, я приду и буду вести вас во сне».
Прошло более сорока лет с тех пор, как Баба покинул свое тело, но говорят, что преданные Бабы и сегодня регулярно получают личное руководство от Бабы.
Знамениты изречения Шивапури Бабы
- Человек не может искренне обратиться к Богу, если он полностью не потерпит неудачу в жизни.
- Лучшее место для жизни — лес. Все остальные места — ад.
- Ортодоксы меня не любят, потому что я живу как современный человек, а современные люди меня не любят, потому что я говорю как ортодокс.
- Пока вы гонитесь за материальными объектами, вашим страданиям не будет конца. Когда это прекратится, вы станете счастливыми сами по себе.
- Индуистская троица Брахмы, Бишну и Махешвора бесполезна. Раньше я бегал за ними, теперь они бегают за мной.
- Искусство должно быть идеалистическим, мышление — реалистичным, а жизнь — художественной.
- Пока мы не осознаем Бога, все, что мы делаем, будет идти против нас.
- Условно говоря, все правы, абсолютно говоря, все неправы.