Найти тему

Про «психологию СССР»: часть 1

Возникла вот такая тема…

Я намеренно так примитивно формулирую: «психология СССР».

Понятно, что СССР — это государство, у коего никакой психики быть не может. Психология как наука в СССР существовала, и весьма мощная, передовая: помимо И.П.Павлова, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, которые, строго говоря, нейрофизиологи, можем вспомнить Л.М.Веккера, Л.С.Выготского, Б.М.Зейгарник, и многих других…

Но речь не о науке. Речь о психике человека родом и СССР. О пресловутой психике советского человека…

За время, прошедшее с момента развала СССР, на тему психики советского человека не высказался только ленивый психолог. Вот я, например, до сих пор не высказался…

И не высказывался бы, наверное, и дальше. Вот только количество, и самое главное, качество и уровень этих высказываний с каждым годом всё меняется.

Количество высказываний, понятное дело, растёт.

А вот уровень — стремительно падает.

И в основном эти высказывания звучат уже настолько же примитивно, как и моя попытка написать этот идиотский заголовок: типа, «Щас я вам расскажу всю правду про психологию советского человека родом из СССР».

И ведь рассказывают. Рассказывают то, что они считают правдой…

Особенно интересно, что девять десятых этих психологов никакого СССР в глаза не видели. Ну, то есть они тупо родились в 90-е, в лучшем случае в конце восьмидесятых, и лично не знакомы не только с психикой советского человека, но и психологию СССР как науку представляют себе крайне слабо… Учились, в основном, по книжкам да учебникам наших западных партнёров…

Как результат, общий посыл большинства их высказываний сводится к следующему.

Советский человек — это житель ГУЛАГА, у которого атрофирована способность принимать самостоятельные решения и отсутствует понимание свободы.

Кроме того, этот колхозник не способен чувствовать и уважать чужие границы, поскольку и своих у него тоже нет.

Помимо этого, советский человек — иждивенец и дармоед, привыкший получать всё от государства бесплатно: жильё, медпомощь, образование, поэтому к рыночной системе, где всё продаётся и покупается, он совершенно не адаптирован.

Ну и, в завершение образа, этот человек рос в неполной семье. То есть его отец либо пил, либо сидел, либо так много работал, что этот бывший советский ребёнок вырос, можно сказать, без отца.

Такой вот психологический портрет.

Скажете, я утрирую, преувеличиваю? Да нет же. Вот, скажем, пишет некая психолог И.Бойко:

«Страх. Иметь свое мнение, отличаться от других, страх разбора на партсобрании, запрет быть собой. За любое своеволие, и поведение, не соответствующее истинному коммунисту человека публично унижали...»

Или вот ещё:

«...Идея самопожертвования после превращается в культ и далее - правильно, в запрет делать добро для себя и необходимость жертвовать, жертвовать, жертвовать на благо близких людей, на благо общества, оставляя себе только надежду на то, что все, кому принесены эти жертвы как то отплатят, что-то хорошее сделают и мне. Пока я делаю для других - нельзя делать для себя...»

Ей вторит психолог А.Гурина:

«Однополые браки родом из СССР. Половина советских детей воспитывались в однополых семьях. Звучит страшно, не так ли?Отсутствие отца в какой-то период развития нашего общества — стало нормой. Многие не выдерживали изменений, которые сотрясали нашу страну и умирали от инфарктов или «по пьянке». Многим тяжким грузом становилась невозможность содержать семью и они снимали с себя полномочия главы семейства и уходили из этой семьи».

Или вот психолог О.Товпеко:

«Вопрос детского непослушания был принципиален. Непослушание преследовалось и сурово наказывалось. Причем, самая большая трагедия связана с тем, что ни дети, ни родители зачастую толком не осознавали, в чем же именно дети должны слушаться. В результате все перемешалось: плохо, ЛЮБОЕ непослушание. Любой проступок, даже шалость, игра, случайность подвергались осуждению, критике наравне с серьеными проступками - ложью, воровством, предательством. Что бы ребенок ни натворил, вывод один: ребенок «бессовестный», «ленивый», «безответственный» и «неблагодарный»

И это я ещё довольно безобидные цитаты привёл. В общем, понятно: сплошной Мордор, в котором воспитывались послушные орки, которые кроме круговой поруки и самопожертвования более ни о чём не думали. И даже сексом не занимались, как пишет та же И.Бойко.

Что ж, как говорил один мудрый психиатр, «внимательно выслушав больного, врач должен мягко и не настойчиво предложить собственную интерпретацию описанных им событий».

Попробуем.

(Продолжение следует)