Всем здравствуйте! Сегодня у нас на очереди пассажирские поезда во Владивосток. Владивосток - Москва - легендарный маршрут! С легендарной "Россией". Да, сегодня часто можно слышать о какой-то совершенно непонятной политике в отношении этого поезда. Но "Россия" по-прежнему в строю. И на сайте "РЖД" этот поезд продолжает числиться фирменным:
Ну да обо всем по порядку. И понятно, что начнем мы именно с поезда сообщением Москва - Владивосток. И почти всегда в последние годы это был даже не один, а хотя бы два поезда. Были такие поезда уже и в далеком 1936 году. шел классическим маршрутом через Данилов и Буй и далее на Свердловск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Читу, Хабаровск. Если я, наконец-то, правильно разобрался с этим справочником за 1936 год, то это были № 1/2 и № 41/42. первый считался курьерским и отправлялся из Москвы в 14:30. Второй просто пассажирский, отправлялся из столицы в 22:30, а шел с чуть меньшей скоростью. Вот он, видимо, и чередовался с отдельным поездом ленинград-Владивосток, который шел через Вологду на Киров и далее по тому же маршруту. В Новосибирске эти два поезда были в:
- № 2 - 07:17 (время в пути 64 часа 47 минут);
- № 42 - 04:48 (время в пути 78 часов 18 минут).
В Иркутск они прибывали в:
- № 2 - 00:44 (время в пути 4 суток 10 часов 14 минут);
- № 42 - 02:40 (время в пути 5 суток 0 часов 10 минут).
Ну и во Владивосток:
- № 2 - 04:02 (время в пути 8 суток 13 часов 32 минуты);
- № 42 - 15:37 (время в пути 9 суток 17 часов 7 минут).
Также в 1936 году были поезда, следовавшие по дням по маршруту Челябинск - Владивосток и Иркутск-Владивосток. Причем вот интересно так - номера в таком случае у поездов не менялись, а оставались теми же - № 97/98. И еще пару поездов я обнаружил в таблице 445 справочника: Владивосток - Благовещенск и Владивосток - Гродеково. Последняя станция - очень знаковая. Это пограничный пункт на границе с Китаем. Это первая крупная станция на территории нашей страны, куда прибывали поезда с КВЖД. Располагается же она в пос. Пограничный.
Из Владивостока в Гродеково поезд отправлялся в 22:50 (время московское), В 02:22 он был на станции Ворошилов-Уссурийский (сейчас это просто Уссурийск), откуда и отворачивал на северо-запад к границе (основная ветка Транссиба уходит на северо-восток к востоку от оз. Ханка). В Гродеково поезд прибывал в 05:18.
Итак, еще раз систематизируем направления из Владивостока в 1936 году: Москва, Ленинград, Челябинск, Иркутск, Благовещенск, Гродеково.
А вот теперь смотрим, что по этим направлениям было в более поздние годы:
1. Владивосток - Москва
- 1969 год. Аж три поезда и все они отмечены как ежедневные! № 1 - отправлялся из Владивостока в 16:10 (время здесь и далее московское). В столице оказывался через 6 суток 19 часов 42 минуты (чуть меньше 164 часов). Следующим по скорости был № 141. Отправлялся он пораньше - в 05:25, а прибывал позже предыдущего, Время в пути 7 суток 10 часов 37 минут. И, наконец, № 81. В 09:35 (то есть между двумя описанными ранее) он уходил из Владивостока, а в Москву прибывал через 7 суток 11 часов 10 минут.
- 1983 год. На направлении в столицу остается два поезда. № 1 с тем же временем отправления в 16:10. А вот время в пути стало дольше - 166 часов 55 минут, то есть почти 6 суток и 23 часа. Второй поезд - № 85. Время в пути 176 часов 25 минут (7 суток 8 часов 25 минут). Отправлялся он из Владивостока раньше, а в Москве оказывался позднее, чем № 1. По всей вероятности обгон происходил в самом маленьком городе Иркутской области - Алзамае - между Нижнеудинском и Тайшетом, № 1 там не останавливался, а вот № 85 прибывал туда в 11:20. Но из Нижнеудинска №1 отправлялся позже № 85 (в 10:12 и 09:57 соответственно), а в Тайшете был раньше (13:05 против 13:15 соответственно).
- 1987 год. № 1 ну прямо резко ускоряют. Теперь "Россия" в пути лишь 142 часа 25 минут, то есть 5 суток 22 часа 25 минут). Второй поезд получает номер №139/140 и в пути он теперь 169 часов 10 минут, то есть 7 суток 1 час и 10 минут.
Ну, наверное, пришло время нам полюбоваться красной "Россией". Всё, что стало потом трехцветным, мне не нравится. Какой-то блеклый голубой цвет там выбрали, ну совсем не как на флаге.
- 2004 год. Пара поездов до Москвы сохраняется. "Россия" снова немного замедляется. Теперь это опять более 6 суток - 6 суток 4 часа 25 минут. № 239/240 еще на 11 часов 10 минут медленнее.
- 2024 год. № 1 становится медленным совсем - около 164 часов (за что так с "Россией"?!). А вот № 009 преодолевает расстояние за 153 часа (ну там немного разнится время по дням).
2. Владивосток - Благовещенск
- 1969 год. № 85/86 отправлялся из Владивостока в 16:55 и через 40 часов 57 минут в 09:52 через день был в Благовещенске.
- 1983 год. Номер поезда меняется на № 185/186. Время отправления остается неизменным - 16:55. А вот время в пути сокращается до 39 часов 08 минут;
- 1987 год. Поезд начинает отправляться в 13:00. Время в пути 39 часов 25 минут;
- 2004 год. Очередная смена номера. Теперь №385/386. А вот время в пути существенно сокращается. Теперь это 33 часа 45 минут.
- 2024 год. Поезд № 027/028. Еще быстрее. Всего лишь 27 часов 45 минут.
А теперь поговорим о других направлениях, которые появились позднее 1936 года.
3. Владивосток - Киев. И вот здесь для меня загадка, а почему Владивосток-Харьков считался самым длинным маршрутом в советские годы, который там чуть ли не в книге рекордов Гиннеса. Вот, пожалуйста, есть поезд, который имел ну хоть как более протяженный маршрут. № 125/126. Отправлялся он из Владивостока вечером по местному времени (10:45 по московскому) и через 199 часов 27 минут (8 суток 7 часов 27 минут) был в столице Украинской ССР. Надо было его тормознуть где-нибудь на 33 минуты и дотянуть уж до 200 часов!
4. Владивосток - Харьков. В том же 1969 году он уже числился в расписании по № 79/80. Харьков восточнее Киева, вот и время в пути было поменьше. Но и скорость у него была явно выше, поскольку время в пути до Харькова 185 часов 48 минут (7 суток 17 часов 48 минут). Киевский был в пути на 13 часов 39 минут дольше!
В 1983 году харьковский поезд сохраняется. Номер у него ожидаемо увеличивается на сотню и теперь это № 179/180. Параллельно замедляется и ход. Время в пути 189 часов 45 минут (7 суток 21 час 45 минут). Но всё равно до киевского рекорда далеко.
В 1987 году харьковский сохраняется. Причем его ускорили еще на 11 часов. Теперь время в пути 178 часов 40 минут. Вот таким зеленым я его и помню. Ехали им всего лишь один раз в Читу как-то:
Еще в 2004 году харьковский поезд был. Причем его время еще подсократили. Теперь это 173 часа 54 минуты (почти 7 суток 6 часов). Номер же оставался прежним - № 53/54.
5. Владивосток - Тихоокеанская. И вот еще одно новое направление через Угольную на Находку. Поезд № 271/272 преодолевал этот маршрут за 5 часов 55 минут в 1969 году.
В 1983 году поезд остается. Номер увеличивается на четыре сотни. Теперь это № 671/672. Время в пути уменьшилось на 5 минут по сравнению с 14 годами ранее. Теперь это 5 часов 50 минут.
А вот в 1987 году он наоборот замедлится и теперь в пути 6 часов 15 минут.
В 2004 году поезд идет уже намного быстрее. Это стал № 801/802, а время в пути 3 часа 50 минут.
Просто для сравнения, В 2024 году электричка преодолевает маршрут за 4,5-5,5 часов.
6. Владивосток - Новосибирск. В отслеживаемых нами периодах этот поезд появляется в 1983 году. И тогда он носил номер № 551/552. Отправлялся он из Владивостока в 01:00, а в Новосибирске оказывался через 5 суток 1 час и 10 минут.
В 1987 году новосибирский поезд повысили до № 241/242. Время в пути тоже стало меньше - теперь это 116 часов.
И вот в 2004 году это уже № 7/8, который через день шел в одном графике с "Россией". Время в пути но Новосибирска 101 час 21 минута. очень прилично ускорили его, конечно.
7. Владивосток - Хабаровск. И этот поезд № 5/6 среди рассматриваемых периодов впервые обнаруживается в 1983 году. Фирменным "Океаном" он станет позднее. Запущен же был в 1982 году. Время в пути 14 часов 05 минут;
В 1987 году к № 5, который ускоряют до 13 часов 42 минут, добавится и еще один № 249/250. Время в пути у него до Хабаровска не намного и больше - 14 часов 35 минут.
В 2004 году это уже, наконец, № 5/6 "Океан". Время в пути у фирменного 11 часов 40 минут. А вот пассажирский стал № 509/510. Время в пути 13 часов 20 минут.
В 2024 году еще быстрее - 12 часов 39 минут и это по-прежнему фирменный "Океан".
8. Владивосток - Новокачалинск. Вот и этот поезд я увидел в справочнике 1983 года. Кстати, если будете смотреть просто сводную таблицу, то там его нет (там видимо, вообще нет львиной доли 600-х номеров). Его нужно искать на листе 410'-с. № 677/678. Новокачалинск - это село, западный берег оз. Ханка. Время в пути было 8 часов 50 минут.
В 1987 году он также будет присутствовать в сетке расписания.
9. Владивосток - Новочугуевка. Еще один местный поезд, следующий через Арсеньев на север края. № 681/682.
В 1987 году он также будет присутствовать в сетке расписания.
Сохранился поезд до Новочугуевки и в 2004 году. В пути был 9 часов 27 минут.
10. Владивосток - Арсеньев. С этими двумя последними поездами я так и не разобрался. Они следуют до Надеждинской со своими номерами (поезд на Арсеньев № 685/686), а потом вдруг вместо них в сетке появляются поезда с четырехзначной нумерацией, которые идут немного не в то время. Причем я бы еще понял, если бы эти четырехзначные отправлялись позднее от Надеждинской. Но они отправляются раньше.
В 1987 году он также будет присутствовать в сетке расписания. Какой-то немного некрасивый вокзал в Арсеньеве.
11. Владивосток - Комсомольск-на-Амуре. Поезд № 349 я увидел лишь в справочнике за 1987 год. Раньше его не наблюдал. Шел же он до Хабаровска в одной сетке с № 249/250, а затем продолжал свой маршрут на Комсомольск.
12. Владивосток - Крабовая. № 675/676. Это фактически еще дальше продленный поезд, который следует до Тихоокеанской. Но у этого поезда свой график, то есть до Тихоокеанской - один поезд, а до Крабовой - другой. Причем у него время в пути намного меньше - 4 часа 32 минуты. Странно даже. Другой ветки там нет, только один маршрут. Расположена станция на другом берегу бухты Находка. Мыс Астафьева.
13. Владивосток - Лучегорск. № 691/692. Впервые он идентифицируется в расписании 1987 года. Время в пути 10 часов 35 минут.
В 2004 году он станет еще более медленным, но с тем же номером. Время в пути 11 часов 04 минуты.
14. Владивосток - Новокузнецк. № 207/208. Видимо, существенно ускорив новосибирский поезд, необходимо было сделать альтернативу, которой и стал поезд в Новокузнецк. Он, кстати, точно был еще в 1989 году. Ехали мы на нем в Читу. Шел не быстро. Весь маршрут преодолевал за 113 часов 26 минут.
15. Владивосток - Пенза. № 203/204. Это такой урезанный харьковский поезд, который ходил с ним по дням. Время в пути до Пензы 153 часа 3 минуты (6 суток 9 часов 3 минуты).
16. Владивосток - Советская Гавань. Еще одно направление, которое отдельным поездом представлено в 2004 году. Время в пути 41 час 42 минуты.
В 2024 году это направление тоже присутствует. Время в пути около 39 часов 20 минут.
И на этом список направлений можно считать закрытым. Широчайшая география! Жаль, не было поезда в Адлер. Он бы точно все рекорды побил. Ну и куда-нибудь в Среднюю Азию. Но и так всё очень достойно. Надо ж понимать, что это через как минимум 80% территории страны. Ну а в 2024 году мы уже имеем остатки былой роскоши. Местные направления закрываются электричками (и то не везде). Глобально на запад остались лишь поезда до Москвы. Здесь ничего не поделать. При таких ценах на железнодорожные билеты выбор в пользу самолета становится очевиден.
Спасибо, что читаете. До встречи!